Слово в защиту Славы, Или педагогическая драма в лингвистической школе

01.Июн.2019

Обстановка в образовательных организациях сегодня нередко напоминает не только театр абсурда, но и театр военных действий

Традиция устраивать 1 июня разного рода действия – театрализованные праздники и другие мероприятия по случаю Международного дня защиты детей – уходит корнями в прошлое. Но далеко не все задумываются о том, что угроза для внутреннего мира наших сыновей и дочерей может исходить из школы. Хотя поводы для подобных умозаключений в последние годы сыплются, «как из рога изобилия». И не где-то далеко – в Башкортостане, в Подмосковье, в Бурятии или каком-то отстоящем от Приморья на тысячи километров регионе, а здесь, рядом. Можно сказать, под боком…

«Пройдись по тихим школьным этажам…»

Расположенная на территории вузовского городка ВГУЭС Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Дальневосточный центр непрерывного образования» (АНПОО «ДВЦНО»)     известна во Владивостоке и за его пределами многим. Если верить официальному сайту этого учебного заведения, то оно «предлагает для обучающихся модель непрерывного образования, цель которого – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование личности на протяжении всей её жизни».

 Оценивая задачи образовательной организации, её директор, Светлана Ширшикова в обнародованном на том же сайте обращении подчеркнула: «…родители сегодня всё более ответственно относятся к выбору образовательной организации и внимательнее следят за тем, что происходит в её стенах с их ребёнком». И это естественно, поскольку те (достаточно значительные, как можно понять) средства, которые ежемесячно родители учеников вынимают из семейных бюджетов, позволяют надеяться на соответствующую отдачу. Если, опять-таки обратившись к интернет-визитке образовательного учреждения, можно обнаружить, что этот центр обладает рядом преимуществ перед другими, аналогичного профиля, то преимущества эти (в порядке расстановки приоритетов) состоят в следующем. На первое место поставлено качество образования. Вторым по значимости является компетентность педагогических кадров. Третьим фактором, который, по логике вещей, должен стимулировать выбор данной негосударственной образовательной организации, является оснащение образовательного процесса. Наконец, четвёртым важным обстоятельством руководитель организации называет территориальное расположение (нахождение АНПОО «ДВЦНО» практически в центральной части Владивостока побуждает к тому, чтобы предпочтение было отдано именно ему).

«…здесь прожито и понято немало…»

Да, взятые в качестве заголовков разделов данной публикации слова из известной песни как нельзя более точно характеризуют те переживания, которые возникли в семье одного из пятиклассников. Этого 11-летнего ученика, назовём его Слава. И переживания самого Славы, его мамы и папы, возникли, как можно понять по ситуации, далеко не на пустом месте.

Примерно полторы недели назад мама школьника обратилась к директору школы АНПОО «ДВЦНО» по поводу случившегося инцидента. По словам родительницы, её сын по окончании курса начальной школы стал обучаться в Международной лингвистической школе, программа которой рассчитана на пять лет обучения – с пятого по девятый класс включительно. При этом договор, подписанный родителями и руководителем образовательного учреждения, предусматривает не только ежемесячную оплату в размере 40 тыс. рублей, но и ежегодное его продление (за счёт этой пролонгации, как видно, предполагается обеспечить реализацию конституционного права гражданина России, каковым является и 11-летний мальчуган, на непрерывное образование). Более того, помимо обучения по общеобразовательной программе основного общего образования, ученик, в соответствии с договором, должен был осваивать и дополнительный материал в области лингвистики. Т.е. на «выходе», по итогам этих занятий по английскому языку с 5-го по 7-й класс, должен был бы овладеть знаниями, умениями и навыками в объёме, большем, чем не посещающие эти дополнительные уроки сверстники.

Всё бы хорошо, да как-то так случилось, что возможность пребывания Славы в качестве ученика в этом учебном заведении оказалась подвергнута сомнению. Нет, даже больше: речь зашла о том, что, возможно, он будет лишён такого права конкретно в этой самой лингвистической школе. И случилось это накануне окончания уже завершившегося к сегодняшнему дню учебного года.

Что же такого вопиющего произошло? На этот вполне резонный вопрос попыталась найти ответ Елена, мама Славы. При том, что задолженности у родителей Славы по оплате за обучение нет, а сам школьник демонстрирует требуемую образовательными стандартами успеваемость, «корень зла» находится где-то в другом месте. Елена убеждена в том, что директор лингвистической школы оказывает на её сына психологическое давление, допускает грубость в общении, что приводит мальчика в состояние моральной подавленности. По словам матери школьника, её сыну директор школы несколько дней назад безапелляционно заявила: «Ты здесь больше учиться не будешь». И у ребёнка возник вопрос, поставленный им перед матерью: что же такого, из ряда вон выходящего, он совершил, чтобы последовали такие «оргвыводы»?

Сегодня пока трудно сказать, какими словами руководитель образовательного учреждения (как и положено, имеющего соответствующие лицензию и другие сопутствующие документы) будет объяснять матери ученика, каковы причины для того, чтобы требовать расторжения договора на обучение. Формально на ответ остаётся отпущенным немногим менее месяца.

Однако, как гласит поговорка, одна беда не приходит – беды вереницами ходят. Оказывается, есть ещё одна (и куда как менее приятная!) история с тем же школьником. Дело в том, что некая ученица того же класса той же школы сообщила Славе: родители нескольких школьников, «посоветовавшись с врачами», поставили мальчугану диагноз «шизофреник». Как такое могло произойти, совершенно не укладывается в голове. Мальчика никакие врачи не вызывали, никто не обследовал, но ученица со ссылкой на родителей нескольких учеников уже транслирует диагноз «шизофреник» в массы! И вполне естественным в связи с этим нешуточным действием видится вопрос Елены о том, как до того дошло дело. Однако, когда Елена пришла к директору школы, то разговор на тему морально-психологического климата в школе не получился: директор была готова говорить о чём угодно, только не о конфликтах внутри школьного коллектива и не о том, что «шизофреническим» конфликтом педагоги «не доглядели». В итоге директор указала родительнице на дверь – мол, Ваше время вышло, аудиенция завершена, есть дела поважнее.  Ровно так же за несколько дней до окончания учебного года с таким явлением столкнулся и 11-летний ученик – тот самый Слава: его «просто» перестали пускать в школу.

«Учителя», «педагоги» или «урокодатели»?

При рассмотрении этой драматической истории уместно задаться вопросом о позиции, занятой директором школы в отношении нелепых слухов о «психиатрическом заболевании» ученика. Мать школьника убеждена в том, что руководитель педагогического коллектива не предприняла решительно ничего, чтобы «сгладить ситуацию и прекратить издевательства» над ребёнком (эта мысль изложена в жалобе, адресованной Еленой директору школы). Ведь ученики (детская жестокость, зачастую необоснованная и даже дикая – феномен широко известный) подхватили информацию и стали её тиражировать. А Слава, к слову, имеет склонность к изучению математических наук, быстро осваивает школьную программу, является по показателям одним из лучших учеников и учится на «отлично». Несмотря на эти обстоятельства, классный руководитель ещё до завершения учебного года несколько раз говорила о том, что скоро его совсем перестанут пускать в школу. И, хотя эти разговоры так и остались разговора, ребёнок всё равно испытал на себе психотравмируеющее воздействие – а за что в школу-то не будут пускать, если он по всем предметам успевает? Мало того, если бы Славу действительно перестали бы пускать в школу, – это бы шло вразрез  с законом «Об образовании». У родителей ученика осталась неясность: почему им о возможном запрете допуска никто из педагогов не удосужился сообщить, а оповестили о том исключительно 11-летнего школьника?

Зная о том, что её сын совершенно здоров (и в психическом плане – тоже!), Елена направила в различные инстанции жалобы. Теперь, похоже, настало для проверок, проводимых по подобным поводам прокуратурой, краевым департаментом образования, уполномоченному по правам ребёнка при губернаторе Приморского края. Что скажут эти структуры? Какие выводы могут последовать при исследовании (или даже расследовании) деяний директора школы и родителей одноклассников?

Серьёзны претензии со стороны родителей Славы к образовательной организации и по другому поводу. Предположения об отсутствии у руководителя школы «надлежащей квалификации для занятия данной должности», возникли исходя из следующей ситуации:  единственное (!) родительское собрание было проведено при поступлении учеников, а в течение учебного года ни разу такие сборы родителей с педагогами не проводились. Другим показателем несостоятельности директора, как должностного лица, родители школьника увидели в том, что молодые учителя «не справляются с обязанностями, не могут заинтересовать детей на уроке». Но, как говорится, неопытность – неопытностью, а как тогда понять, что такие «урокодатели» не только «не могут соблюдать государственный образовательный стандарт», но и «позволяют себе слушать музыку в наушниках, а не заниматься классом». Получается, что методическая работа с учителями пущена на самотёк?

Впрочем, не лучше, а даже хуже, дело обстоит и с педагогической работой, воспитанием школьников. По словам Елены, которые отражены в направленных ею жалобах в прокуратуру и краевой департамент образования, «директором не проводится воспитательная работа», и это подтверждается «ещё тем, что некоторые дети курят «электросигареты» в стенах школы», а директор «об этом знает». На замечание об этом, по словам матери Славы, руководитель педагогического коллектива не нашла ничего лучшего, как ответить: «Ну, и что? Все дети в этом возрасте курят».

По-своему показательным видится и ещё один момент, внимание к которому приковывает мать ученика лингвистической школы АНПОО «ДВЦНО». И его тоже предстоит проанализировать контролирующим органам. Дело в том, что при оформлении ребёнка в школу родителям настоятельно предлагают подписать расписку об ознакомлении с внутренними руководящими документами образовательной организации. При этом, в лучшем случае, о содержании этих документов рассказывают, но не дают ознакомиться с текстами, да и количество этих документов осталось, например, для родителей 11-летнего Славы «тайной за семью печатями». Как, возможно, и содержание целого их ряда. Такая практика, при желании некоторых лиц, может сокрыть в тайне некоторые внутренние «указания» и «предписания», что затруднит судебное разбирательство по поводу правоотношений между школой и родителями.

…А ведь чуть больше недели назад на всю страну «прославилась» другая школа Владивостока – правда, нечастная, №74. Там 11-тиклассники устроили «флэшмоб» в наряде «зайчиков Плэйбоя», а девушка-выпускница так и вовсе была в форме полиции. Скандал получился громким и едва не привёл к увольнению директора. Администрации школы №74 потом пришлось объясняться через СМИ, что «инцидент исчерпан», и что «все всё поняли». Так стоит ли удивляться таким «чудесам» в 11 классе, если в пятом классе детям не запрещают рассказывать друг другу, со ссылкой на родителей, что «Слава – шизофреник»? Безнаказанность, как известно, нередко порождает вседозволенность… Вот и здесь, похоже, попытка директора школы уклониться от разговора с мамой Славы привела к неожиданному повороту сюжета:  теперь школьные инциденты будут разбирать контрольно-надзорные органы…

…Станет ли Слава шестиклассником лингвистической школы «Дальневосточного центра непрерывного образования»? Вряд ли… Отношение между учеником, его родителями и школой, судя по всему, прошли «точку невозврата»…

 

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(3)
Георгий

Так-то оно - так... Только нужно помнить о том, РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ...

Некто

Да, если педагоги не влияют на моральную обстановку, или того хуже сами являются ее инициаторами, то дело в школе «труба». Там только через высшие инстанции.

Георгий

Да уж... Возвращаясь мысленно к процитированной в статье песне, можно резюмировать: "Жизнь - она особенный предмет"... И в том, что она "задаст вопросы новые в ответ", можно не сомневаться. Озвучить их в данном, как и всех подобных, случае предстоит, очевидно, и прокуратуре, и органу управления в сфере образования, и "детскому" омбудмену". Хотя, наверное, есть что сказать тут и органам Следственного комитета РФ. Самое скверное (и в этом убеждает практика многих регионов, а не только Приморья), что "буллинг" (травля) далеко не всегда является следствием конфликтов ЧИСТО В ДЕТСКОЙ среде. Я уже не говорю о том, что этот феномен - порождение того "воспитания", которое даёт ребёнку семья. Часто, поразительно часто за подобным поведением детей стоят... "педагоги" (без кавычек это слово тут едва ли уместно), администрация школ. Если ребёнок "не такой, как все", его начинают толкать, щипать, обзывать, даже бить. В итоге, подрастая, такой молодой человек (независимо от пола и конкретного возраста) озлобляется и... Потом происходят ситуации в Ивантеевке, в Керчи, далее - везде... Пора бы сделать соответствующие выводы (в том числе и оргвыводы) на уровне государства. Но - увы и ах! До обобщений подниматься бывает опасно, ибо тогда... Тогда нужно вспомнить о недавно принятом законодательстве, чуть ли не обожествляющем "руководство" и "государство". Но - сделать для себя соответствующую "зарубку на память".