«Свободный порт Владивосток» переходит в судебную плоскость: АО «КРДВ» подало в суд иск против Владтаможни

11.Окт.2017

«Корпорация развития Дальнего Востока» через Арбитражный суд Приморского края пытается оспорить бездействие таможенников, которые не выдают ПТС для автобуса-амфибии, ввезённого резидентом Свободного порта Владивосток более двух месяцев назад

Очередной пример того, что контрольно-надзорные органы Приморья (в частности, таможня) могут «заволокитить», а то и вовсе «похоронить» любой проект Президента и Правительства России, в ближайший месяц можно будет лицезреть в Арбитражном суде Приморского края. Всё просто: резидент Свободного порта Владивосток в лице ООО «о.Русский» уж который месяц не может получить во Владивостокской таможне новый необходимый документ – ПТС (паспорт транспортного средства) – и в итоге АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО КРДВ) вынуждена обратиться за защитой прав резидент в суд.

Ах, как хорошо всё это начиналось в 2015-2016 годах, когда идея ТОРов (территорий опережающего развития) и СПВ (Свободного порта Владивосток) не успела «обрасти плотью». На бумаге все было идеально: идея «Свободного порта Владивостока» как беспроблемной зоны для бизнеса, подразумевала – все чиновники не будут препятствовать новым способам хозяйствования. Наоборот – будут помогать. Сроки бюрократических процедур сократятся, поскольку инвестора, приносящего деньги на Дальний Восток, нужно «облизывать». Причем без разницы – российский это инвестор или иностранный. Да вот беда – на практике контрольно-надзорные органы идеологию не поменяли, как, впрочем, и методы своей работы. А методы у них, у этих органов, в основном запретительные. А, если не запретительные, то такие, которые направлены на волокиту: хочешь быть первопроходцем в Свободном порте Владивосток – покажи, что умеешь выживать.

Вот и у ООО «о. Русский» — инвестора, который пришел в СПВ одним из первых, согласно официально заявленному бизнес-плану, была простая идея – развивать в городе Владивостоке морской туризм. В том числе, при помощи специально привезённого уникального морского транспорта, который позволяет падким до экзотики туристам показывать бухты, заливы и мосты в лучшем виде. Власти (в лице АО «КРДВ») поверили ООО «о. Русский» и сделали его резидентом Свободного порта Владивосток, выдав свидетельство  №25000000013, сам факт наличия которого должен «открывать двери» во все инстанции и ускорять необходимые таможенные процедуры. Но документ был получен в марте 2016 года, а вот осенью 2017 г. резидент СПВ «о. Русский» почувствовал неприятности. Дело в том, что в конце лета 2017 года ООО «о. Русский» ввезло на территорию Приморья из США автобус-амфибию TROLLEYBOAT AMPHIB 2017 года выпуска. Прогулочный рейсовый автобус (естественно, предназначенный для морских прогулок) был взят в аренду сроком на 5 лет у американской компании. Однако, с 01 сентября 2017 года ООО «о. Русский» не может получить на свой «морской автобус» ПТС – паспорт транспортного средства. Ну, а если нет ПТС – какие уж тут морские круизы. Какой уж тут бизнес. Причем совершенно неясно, почему Владивостокская таможня не может выдать ПТС – процедура эта весьма проста, учитывая тот факт, что ввезен автобус-амфибия еще летом, документы все поданы как того требует закон. Тем временем, время морских прогулок уже закончилось – и год потерян. Как и упущена выгода, ведь TROLLEYBOAT AMPHIB уже мог бы приносить деньги, радуя туристов, в том числе – иностранных. Вот и получается, что все необходимые документы у резидента СПВ есть. Только вот нет дохода. И совершенно неясно, когда таможня все-таки выдаст документ.

А теперь – небольшое лирическое отступление. На форумах ВЭФ и других мероприятиях, первые лица государства гарантируют иностранным инвесторам ускоренную процедуру согласований и экономию времени. Непонятно, как там с иностранцами, но модель Свободного порта Владивостока, как «ускоренная» и «дебюрократизированная»,  в Приморье не работает. По крайней мере, для российских предпринимателей. Надо полагать, что и иностранные инвесторы могут столкнуться с такой же проблемой – со своевременным получением необходимых документов. Бизнес теряет деньги, а государство – репутацию.

И теперь уже «Корпорация развития Дальнего Востока» обращается в Арбитражный суд Приморского края с иском в защиту ООО «о. Русский». Корпорация требует признать бездействие Владивостокской таможни незаконным и обязать таможню выдать ПТС.

Беда в том, что арбитражные процессы – небыстрые. И дело тут не в «нерасторопных» судьях, а в том, что стороны должны предоставлять килограммы документов. Все эти документы судья должен изучить и вынести решение. А судебной практики по «Свободному порту Владивостока» и по ТОРам пока немного – вот сейчас на основе таких вот дел эта судебная практика и формируется. А это значит, что даже суд можно быстро и не решить проблему. К тому же, есть и примеры негативных судебных решений, когда резиденты Свободного порта Владивосток, что называется, «получили от ворот поворот»: АО «КРДВ» уже выступала в защиту ООО «о. Русский», когда администрация Владивостока не хотела выдавать этому резиденту землю на улице Татарской во Владивостоке. Кстати, тоже под объекты морского туризма. И в первой арбитражной инстанции суд АО «КРДВ» проиграла, и в апелляционной инстанции тоже. Дело дошло уже до Верховного Суда РФ. Не хочет мэрия Владивостока выдавать землю резиденту Свободного порта Владивосток.  Выглядит всё это так, будто чиновники (и работники мэрии Владивостока, и таможенники) действуют не для поддержки ТОРов и СПВ, а вопреки им. То землю не дают, то ПТС на «морской автобус». И приходится «Корпорации развития Дальнего Востока» «вязнуть» в переписке и в судебных заседаниях с теми организациями, которые обязаны оказывать содействие ТОРам и СПВ.   А ведь у АО «КРДВ», помимо юридической и судебной работы, есть масса других обязанностей: регистрировать новых резидентов, решать вопросы по выделению земель и подведению инфраструктуры к объектам, лично осматривать каждую площадку под каждый строящийся объект на территории Дальневосточного федерального округа. И численность АО «КРДВ» для такого объема работ – относительно небольшая, порядка 60 человек. И не все там – юристы. Если придется судиться с другими чиновниками по поводу каждого резидента, которому «не дают» или «запрещают» — точно никакого штата АО «КРДВ» не хватит. И времени не хватит тоже.

Вот и получается, что по конкретному резиденту СПВ сначала «ударила» администрация г. Владивостока, отказавшаяся выделить земельный участок (хотя по закону об СПВ у резидента есть приоритет на получение земель), а теперь это же многострадальное ООО «о. Русский» получает второй «удар», уже от таможни – из-за того, что не выдается ПТС на «автобус-амфибию». И вот тут возникают закономерные вопросы – почему «Свободный порт Владивосток» на деле становится «несвободным» для самих резидентов? Почему нормы «ускоренного» прохождения бюрократических процедур остаются декларативными? Почему, как и 5, и 10 лет назад чиновники на местах не боятся «тормозить» и «хоронить» проекты Президента и Правительства РФ? Надеемся, ответы на эти вопросы может дать Генеральная прокуратура РФ и администрация Президента России. Речь ведь идёт уже не об имидже проектов ТОР и СПВ, речь идёт о дальнейшей судьбе Дальнего Востока – быть ему высокоразвитыми «воротами России в АТР» или же оставаться «душной» провинцией и «задворками империи»?

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Morozov

Вчера на таможенном пункте «Полтавка», один русский путешевственик пытался ввезти электромопед из Китая, на котором путешествовало по КНР, власти Китая без проблем, по всем международным правилам выпустили человека, оформили все бумаги, а наша таможня издевалась над ним и всеми 5 людьми в автобусе, из чего образовалась пробка. Такой же кошмар и издевательства творятся на пункте пропуска «пограничный», есть и видео и многочисленные свидетели.