Агентство миграционной политики: новое или «хорошо забытое» старое?

14.Ноя.2024

Перспективы создания и функционирования структуры начали прорисовываться

13 ноября 2024 года в персональном Telegram-канале «Щербина | Официально» первый вице-губернатор – председатель правительства Приморского края Вера Щербина заявила о создании (по поручению губернатора региона) Агентства миграционной политики.

Она отметила, что новая структура «будет формировать краевую миграционную политику и определять приоритетные направления её развития, в том числе потребность в квалифицированной иностранной рабочей силе в различных отраслях экономики с учётом интересов регионального рынка труда, способствовать сохранению и укреплению гармоничных межнациональных отношений».

На вновь создаваемое Агентство предполагается возложить такие функции, как мониторинг иностранной рабочей силы, взаимодействие с органами власти, правоохранительными органами и общественными организациями, иностранными гражданами, которые желают развивать экономические и культурные связи.

Таково содержание, если можно так сказать, анонса предстоящего события. Хотя этот план видоизменения управленческой структуры в Приморье не так уж и нов: мысль необходимости перемен губернатор региона высказал неполный месяц назад, также декларировал Олег Кожемяко и намерение сформировать Совет по межнациональному согласию и миграционной политике. Смысл этих действий представляется достаточно очевидным (и не только для Приморского края, но и для других территорий России, где «мигрантский» вопрос порой обостряется до весьма впечатляющих, если не ужасающих, крайностей). Однако с чем из заявленного главой региона возможно поспорить, так это ориентация новшеств на «мигрантов из Центральной Азии». При том, что на сегодняшний день каждый из дальневосточных субъектов РФ и так является многонациональным
(представители более сотни «больших» и «малочисленных» народов образуют население данных территорий), нужно помнить, что есть и другие страны, в том числе – образовавшиеся из когда-то союзных республик СССР, да и соседство с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона тоже не сбросишь со счетов.

Уместно задуматься и над другими вопросами, которые, правда, не «лежат на поверхности», но от этого менее значимыми не являются. Один из таких: не окажется ли (частично или полностью – это уже второе) новая структура функционально дублирующей по отношению к образованному 31 марта 2015 года согласно Указу Президента РФ No168 Федеральному агентству по делам национальностей, т.е. той структуры, которая позиционируется как федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений и социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ? Ведь ФАДН ориентировано на деятельность не только с теми, кто «внутри», но и с теми, кто «снаружи, но оказался или хочет оказаться внутри».

В общероссийском (или, если угодно, федеральном) масштабе имеется и правительственная комиссия по миграционной политике. Круг её задач и интересов изложен на официальном сайте Правительства РФ, там же и обозначено, что председателем данной комиссии является Татьяна Голикова – заместитель председателя Правительства РФ.

Достаточно любопытной (и не только!) представляется информация о том, что в России функционирует с 1992 года структурное подразделение действующей под эгидой ООН Международной организации по миграции (МОМ). Последняя, судя по информации на её официальном сайте, «оказывает всестороннюю помощь, в соответствии с гуманитарными потребностями мигрантов, внутренне перемещённых лиц, вернувшихся лиц и принимающих сообществ посредством оказания прямой гуманитарной помощи, мероприятий в области развития и множества других усилий».

Хотелось бы верить, что о такой структуре наши «изобретатели и рационализаторы» имеют не только поверхностное и общее представление. Как и о действующем (никто пока не заявлял об обратном) с того же 1992 года «Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организации по миграции».
На этом фоне оттеняющими видятся недавняя корректировка российского уголовного законодательства, появление региональных нормативно-правовых актов, делающих недопустимыми процессы трудовой деятельности мигрантов в разных сферах жизнедеятельности.

Если говорить об «оригинальности» решения немалого количества проблем, которые так или иначе связаны с «мигрантскими» темами, то Приморский край едва ли является первооткрывателем, создавая специализированную структуру.

Желающие без особого труда могут найти в интернете информацию о том, что в Камчатском крае (было, но, по некоторым данным, прекратило функционирование) так называемое Агентство по занятости населения и миграционной политике – региональный исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в области содействия занятости населения и миграции и осуществляющий отдельное полномочие РФ в области содействия занятости населения, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Отдельно, хоть и «одним штрихом», целесообразно обозначить позицию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по «мигрантскому» вопросу. Активизацию законодателя в этой сфере косвенно возможно отследить, хотя бы, по тем постам, которые размещает в своём Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин. Поток таких сообщений стал наиболее значительным со 2 октября 2024 года. И практически не прекращается по сей день. По состоянию на указанное время (процитируем) «законодательные инициативы по совершенствованию миграционной политики направлены в профильные комитеты». А что из этого получилось – это уже достаточно хорошо известно. По словам спикера, рассмотрение таких законопроектов общим числом 5 должно состояться «в приоритетном порядке», а принятие – «до декабря этого года».

…Всё сказанное так или иначе создаёт фон для нововведений в исполнительной власти Приморского края. И, вероятно, вызовет определённый интерес у читателей. Да и у тех, кто так или иначе связан со сферами, которую охватывает региональное нормотворчество.

Оставить комментарий


Комментарии(0)