Андрей Денисов – об экономическом форуме, гранях сотрудничества и путях развития российско-китайских отношений на Дальнем Востоке
Оставляя пост министра России в Китае, он провёл брифинг для российских СМИ
Подробный отчёт о мероприятии представлен на официальном сайте Посольства РФ в КНР.
В числе многих вопросов, которые были рассмотрены на этой встрече (она состоялась 7 сентября т.г.), часть их связана не только с российско-китайскими отношениями вообще, но и с теми их аспектами, которые характеризуют современный этап отношений и взаимодействия на Дальнем Востоке.
7 сентября – особенный день
Необычен он благодаря тому, что именно тогда «начался первый визит китайского руководителя высшего ранга в Российскую Федерацию за всё время с начала пандемии». Так Андрей Денисов охарактеризовал приезд на VII Восточный экономический форум председателя постоянного комитета китайского парламента Всекитайского Собрания Народных Представителей Ли Чжаньшу.
Именно на этом форуме была запланирована (и состоялась) его встреча с Владимиром Путиным, которую Андрей Денисов охарактеризовал как «крупное событие в наших отношениях, это… первый визит китайского руководителя на нашу территорию».
Приграничное сотрудничество: каким ему быть
Отвечая на вопрос о предложении от Российской Федерации – Китайской Народной Республике, озвученном главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым и касающемся перспектив создания зоны свободной торговли на острове Большой Уссурийский, Андрей Денисов поделился своим видением будущей инфраструктуры этого острова. «…Это мосты, это дороги, это причальные сооружения, потому что это же остров, посуху до него не доберёшься. Есть такое хорошее слово в русском языке – «обустроить», вот нам нужно обустроить этот остров. Так же точно, как и нашим китайским, партнёрам».
Ранее, в советские годы, эта территория «…нами особенно никогда не осваивалась… Сейчас, конечно, речь идет о чем-то более серьезном на этой территории… в таких вопросах решение не регулируется разного рода какими-то политическими импульсами, нужна глубокая, социально-экономическая проработка. Ведь и дороги, и мосты…, это капиталоёмкие сооружения, надо эти деньги найти, надо их вложить так, чтобы они потом себя окупили. Но, как показывает практика, пока нет дороги, то и экономики нет, как только появляется дорога, то тут же начинается экономическая жизнь вокруг неё справа и слева и начинают вырисовываться какие-то контуры уже хозяйственного освоения».
«…Сама по себе идея правильная, в этот раз с ней выступил наш министр Алексей Олегович Чекунков, но и китайские партнёры неоднократно высказывали разного рода мысли. Более того, они в общем привлекали определённые инвестиции и свою часть острова Большой Уссурийский уже в значительной мере освоили. Поэтому тут у каждого – своя часть работы. Наша – это отрегулировать вопросы пересечения границы, там же всё-таки есть граница, совместно с теми, к кому это имеет прямое отношение, скажем, агентством Росграница или Федеральной таможенной службой, в конце концов органами пограничной охраны. И с китайской стороны с соответствующими структурами мы должны весь этот порядок отработать.
Порядок упрощённый, потому что не будет жить такого рода образование, если надо будет там несколько часов стоять в очереди, чтобы пересечь границу. Мы свою часть работы, я имею ввиду внешнеполитические ведомства наши и китайские, готовы делать во взаимодействии с местными властями и с той, и с другой стороны, им принадлежит, я бы сказал, определяющая роль, ведь это они для себя делают прежде всего, для своего населения, для придания импульса своему хозяйственному развитию».
ВЭФ-2022 и интеграционные процессы в Азии
Поскольку брифинг проведён в один из дней работы Восточного экономического форума, то и оценки мероприятия Андреем Денисовым были даны применительно к конкретной дате: «…там [на форуме] идут дискуссии несколько более широкие, чем просто суммы двусторонних экономических связей. Речь идёт об интеграционных процессах в Азии, на Дальнем Востоке. Это очень правильно, хотя и трудно реализуемо. Это определённо всё-таки далёкая перспектива».
Что касается положения России и Китая, то, по словам оставляющего должность посла, наши страны «экономически, да и не только экономически, в разных весовых категориях». Численность населения России меньше соответствующего показателя применительно к Китаю.
Как отметил Андрей Денисов, «с точки зрения экономического потенциала ВВП Китая где-то раз, наверное, в семь превышает наш. Это большая разница, чего уж там говорить. Тем не менее, есть области, в которых мы опережаем Китай. Скажем, отдельные космические технологии, или ядерная энергетика, или вся энергетика в целом».
«…значение российско-китайской торговли для обеих сторон находится в рамках чисто числовых показателей – 147 млрд долларов прошлогоднего товарооборота и без малого 200, как мы ожидаем, в этом году – для нас это много, а для Китая это мало, потому что просто несопоставимые объемы внешней торговли, несопоставима зависимость экономики от внешнеторгового оборота…»
Как должна измениться логистика для развития товарооборота?
По мысли Андрея Денисова, необходимо сочетание обоих факторов – и модернизации портов Дальнего Востока, и планирование, и развитие пограничных переходов: «…и то, и другое нужно, и то, и другое – хорошо. И погранпереходы, и соответственно, мощности погрузочные в наших выходных портах».
«…вот именно здесь, на Дальнем Востоке, и надо реализовать идею, как сейчас принято говорить, мультимодальных перевозок на разных видах транспорта. У нас используется всё – и речной, и морской, и сухопутный, и автомобильный. Затеяли даже строить в Благовещенске канатную дорогу через Амур, сейчас дело остановилось…»
По словам Андрея Денисова, Россия (в том числе – и на Дальнем Востоке) в значительной мере зависит от автомобильных перевозок: «…Это самый быстрый и, как показывает практика, экономичный вид транспорта в приграничном сообщении. Причём не только далеко от моря, как, например, вот, Маньчжурия – Забайкальск, то есть вот здесь, в этой части границы, Прибайкалье, но и недалеко от моря, скажем, на том же Дальнем Востоке, в Приморском крае. Это первое. Второе – речной транспорт. Если мы будем действительно осваивать зону, как мы говорили, напротив Хабаровска, на острове Большой Уссурийский, то наверняка там… Амур же полноводная река, там довольно удобное сообщение по Амуру до Тихого океана, ну и дальше там какие-то порты».
Возникновение сегодняшней проблемы во многом связано с коронавирусом, поскольку до осложнения эпидемиологической ситуации «…всё у нас было более или менее отлажено, нам хватало. Погранпереходы работали напряжённо. Нам хватало, но не было такой, вот, действительно где-то на грани, просто авральной ситуации, как это было сейчас…»
Формирование особой экономической зоны в современных условиях – это «не самоцель», такая зона нужна «для хозяйственного освоения, а хозяйственное освоение невозможно без коммуникаций».
Андрей Денисов признал факт «действительно больших проблем с портовым хозяйством» в России, включая экологические: при резком увеличении перевозок угля выяснилось, что складирование его на открытой территории приводит к невозможности дышать. Что же касается Китая, то там «портовое хозяйство весьма продвинутое». В качестве примера приведён случай с зоной – городом Нинбо и расположенной рядом провинцией Чжэцзян: «это крупнейший порт, портовая система мира, то есть далеко уже обогнавшая Роттердам, который до этого был портом номер один в мире».
По мысли уходящего с должности посла необходимо мультимодальное сочетание. Кое-что всё-таки предпринимается. К примеру, запущен первый международный автомобильный мост через Амур. А в настоящее время между Россией и Китаем обсуждаются вопросы об открытии первого железнодорожного моста. Остро стоит проблема о «соответствующей инфраструктуре» – пунктах пропуска, таможенных терминалах и т.п.
Всё это Андрей Денисов обозначил как «наши крупные достижения ковидного периода». Вообще же, «ковидная эпоха войдёт в историю тем, что мы, несмотря ни на что, построили два моста именно в это время».
Необходимость развития торговых связей России и Китая диктуется ещё одним обстоятельством: «…у нас на Дальнем Востоке не самый хороший климат, и снабжение, например, овощами, фруктами, в значительной мере, как вы все знаете хорошо, шло из Китая. Там [на Дальнем Востоке] своё не очень растет, и, если перекрыть пункты пропуска, то всё это неоткуда взять. Не везти же огурцы из Центральной России, европейской России. Золотые будут огурцы. Поэтому [необходимо] работать и работать в этом отношении, именно работать, выстраивая интегральные комплексные схемы».
***
При всё многообразии вопросов, которые были подняты в ходе брифинга, с «дальневосточными» проблемами и путями их решения связаны лишь некоторые. Но и они создают вполне адекватное понимание взглядов российского посла в Китае о путях и сложностях становления отношений между нашими странами.
Фото: посольство РФ в КНР.
Оставить комментарий