Арктика — не арена сражений, а достояние человечества
Смысл и основные направления противоборства и сотрудничества
В настоящее время российская политика в Арктике вызывает серьезные споры. В дискуссию вовлечены как средства массовой информации, так и экспертное сообщество. Некоторые западные эксперты считают политику России в этом регионе «агрессивной и экспансионистской», другие, напротив, — придерживаются мнения, что арктическая стратегия России «исключительно оборонительная» и нацелена на «защиту своих национальных интересов».
Развернувшаяся дискуссия базируется на двух четких геополитических концепциях. Одна из них основывается на важности сохранения стабильности и мира, достигнутого в арктическом регионе после окончания «холодной войны». Согласно другой концепции, речь идет о борьбе за природные ресурсы и установление юрисдикции над морским пространством, которая чревата возникновением военных конфликтов.
Стоит учесть, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила, что только пять государств — Канада, Дания, Норвегия, США и Россия, непосредственно граничащие с Северным Ледовитым океаном, — имеют статус «приарктических» государств и юридические основания на освоение арктического континентального шельфа и 200 морских миль океана от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль – в том случае, если страна докажет, что погруженные в воду окраины материка, являются продолжением её сухопутной территории. В сентябре 1996 г. для развития сотрудничества «приарктических» государств был учрежден Арктический совет, куда также вошли Исландия, Финляндия и Швеция, имеющие в своем составе полярные территории.
Пока регион являлся безмолвной ледяной пустыней, не вызывавшей особого интереса с точки зрения его хозяйственного освоения, обращенные к полюсу северные границы «приарктических» государств всех устраивали. Но, после того как здесь открыли огромные запасы углеводородов и полезных ископаемых, взоры «неарктических» государств Европы и Азии обратились к заманчивой арктической кладовой. Существующая зависимость мировой экономики от энергоресурсов подталкивает политическое руководство ряда стран к необходимости отстаивания своих прав за обладание полярными территориями и продвижение национальных интересов в Арктике.
По оценкам Геологической Службы США, в арктическом шельфе находится около 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, в Арктике обнаружены гигантские запасы руды, богатые месторождения никеля, меди, угля, золота, урана, вольфрама и алмазов. Глобальное потепление климата и таяние льдов привели к тому, что большая часть территории Арктики становится доступной для добычи её ценных ресурсов.
Характерно, что интерес к арктическим территориям всё активнее проявляют внерегиональные страны-наблюдатели (Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Германия, Великобритания, Франция и другие). Хотя, чисто формально, они не обладают правом голоса по арктическим вопросам, — но продвижение их собственных интересов в Арктическом регионе побуждает их определять свои позиции как союзников или противников в «борьбе за Арктику» для ведущих «приарктических» государств. Все «приарктические» страны претендуют, так или иначе, на исключительное лидерство в Арктическом регионе и в связи с этим укрепляют свой суверенитет над соответствующей зоной. По мнению западных аналитиков, Россия будет полагаться «на инструменты принуждения и военное воздействие, что приведет к гонке вооружений, повторной милитаризации региона и военным конфликтам».
Во-первых, стоит заметить, что на фоне активной деятельности стран «приарктической восьмерки» по созданию сухопутных и морских группировок войск и сил, военных баз и инфраструктуры — только политика России, связанная с арктической военной активностью, трактуется как эскалация военного конфликта и потенциальная угроза «приарктическим» государствам. Многими экспертами США и некоторых стран НАТО выдвигаются тезисы о «необходимости укрепления защиты и обороны государственных границ в Арктическом регионе от проявлений российской агрессии».
Справедливости ради надо сказать, что для России «усиление» военного потенциала в Арктике является вынужденной мерой, продиктованной, в первую очередь, соображениями национальной безопасности. Размещение группировок сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов, Воздушно-космической обороны ВС РФ, строительство военных баз проводится в соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также международными договорами и соглашениями, предусматривающими, в том числе, обеспечение национальной безопасности, охрану и оборону государственной границы в пределах приграничной территории. Таким образом, текущее российское военное строительство в Арктике ни в коей мере не является дестабилизирующим фактором и не направлено против «приарктических» государств.
Вторым важным обстоятельством видится использование Северного морского пути (СМП). В связи с этим стоит обратить внимание на многовековую деятельность России по освоению необъятных просторов Крайнего Севера. Целые поколения мореплавателей-первопроходцев разведывали здесь акваторию, а российское государство строило инфраструктуру и суда для плавания в суровых условиях Северного Ледовитого океана. Северный морской путь — это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, соединяющая Европейскую часть России с Дальним Востоком. Следовательно, все преимущества в эксплуатации СМП находятся у России.
Однако в последнее время большинство заинтересованных в его использовании иностранных государств выступает за придание ему международного статуса, то есть — за изъятие его из национальной юрисдикции России и открытие этой транспортной артерии для свободного мореплавания. Подоплёкой таких поползновений являются проблемы юридического характера. Они обусловлены тем, что СМП пролегает через множество проливов, обладающих различным международно-правовым статусом. Некоторые зарубежные государства, в частности США, считают, что этим проливам должен быть присвоен статус «глобальных районов всеобщего пользования» (global commons), где все суда без исключения должны пользоваться правом свободного прохода. Такая мотивировка используется, в конечном итоге, в целях давления на Россию. Для этого в международном сообществе формируется мнение о неспособности российской стороны самостоятельно обеспечить безопасную и эффективную навигацию по СМП, вследствие недостаточности финансирования на развитие инфраструктуры российских портов в различных районах Северного Ледовитого океана.
В дальнейшем прогнозируется консолидация стран Европы и Азии при руководящей роли США вокруг единой антироссийской позиции о необходимости интернационализации СМП. Также лоббируется введение запрета на использование дизельного топлива в Арктике, тогда как дизельные ледоколы — основной тип ледокольного флота в России. Однако этот запрет находится в компетенции Международной морской организации, заседание которой состоится в июле 2017 года в Лондоне.
Третье направление антироссийской деятельности (оно направлено на недопущение промышленного освоения арктического региона и строительства объектов Минобороны России) заключается в том, что всемирные экологические организации формируют среди представителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера общественное мнение об угрозе нанесения экологического ущерба Арктике вследствие деятельности России по освоению региона. Так, всемирная природоохранная организация «Гринпис» даже составила карту свалок на российской арктической территории, которая содержала сведения о 450 объектах. При этом абсолютно не учитывался тот факт, что Правительство РФ выделило на программу утилизации промышленных и бытовых отходов в Арктике 1,12 млрд рублей. Реализация таких программ позволяет России не только улучшать экологию региона, но и разрабатывать уникальные технологии восстановления загрязненных территорий. Более того, военнослужащие Северного флота регулярно отрабатывают маневры по ликвидации разлива нефти в море, а также по очистке прибрежной полосы от нефтяных загрязнений. Но об этих экологических инициативах международные охранители природы предпочитают умалчивать.
На VI Всемирном конгрессе по охране природы в Гонолулу (США) российскими учеными при поддержке Министерства природы Российской Федерации было представлено уникальное исследование арктических морей, подготовленное в рамках проекта особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В результате анализа в российской Арктике было выявлено 47 районов наибольшей экологической ценности, суммарная площадь которых составляет 25% от площади морей региона. Создание ООПТ в Арктике — необходимое условие для сохранения экологической стабильности во всем мире, потому как процессы, которые происходят в Арктике, имеют непосредственное влияние на климат всей планеты.
Стоит заметить: не деятельность России по защите своих интересов, не охрана уникальной природы вызывает интерес у западной общественности – её внимание обращено на то, сколько учений провела Россия в северных широтах, сколько военнослужащих принимало участие в маневрах, какие военных объекты строятся. Всё это делается намеренно – для того, чтобы в очередной раз предъявить обвинения, что «деятельность Вооруженных Сил РФ наносит непоправимый экологический вред хрупкой экосистеме Севера». Такой подход побуждает расценивать призывы Запада и США к ограничению российского военного присутствия в Арктике достаточно однозначно. Они направлены только на то, чтобы лишить Россию возможности защищать свои национальные интересы в регионе, который является «лакомым кусочком» для многих стран мира.
Принимая во внимание такие обвинения, становится понятно, что против России развязана очередная «информационная война», которая направлена на то, чтобы «выдавить» соперника с арктической территории. Такое поведение обусловлено современной геополитикой — противоборством великих держав за контроль над ресурсами. Исход такого противоборства трудно предсказать. Однако при возникновении военного конфликта последствия военных действий на суше и в море для хрупкой арктической природы, как можно понять, могут быть просто катастрофическими.
Правда, существует и иной – оптимистичный — сценарий развития событий. Он основан на том, что страны, имеющие для освоения Арктики финансово-экономические и технологические ресурсы, возникающие проблемы будут решать не силовым путём, а посредством сотрудничества и переговоров. Потенциал сотрудничества в Арктике — просто неисчерпаем. Прежде всего, следует ожидать активизации сотрудничества в области мониторинга и охраны окружающей среды; проведения широкомасштабных научных исследований по изучению климатических изменений в Арктике, состояния её животного и растительного мира, социально-экономической и демографической динамики на Крайнем Севере; сохранения самобытного образа жизни и культуры народов Севера; проведения поисково-спасательных работ; борьбы с разливами нефти и другими техногенными катастрофами.
Хочется верить, что проведенный в России международный арктический форум «Арктика – территория диалога» (Архангельск, март 2017 г.) станет ежегодной дискуссионной площадкой для конструктивного обсуждения перспектив освоения и развития Арктического региона. Форум открыт для всех, кто готов к диалогу и выработке решений с учетом национальных интересов каждой страны. И даже те страны, которые не желают связывать себя международно-правовыми обязательствами или стремятся использовать международные соглашения для своей экспансии в регионе, должны осознать важность сохранения мира и стабильности в Арктике.
Ведь Арктика – не арена сражений, а достояние человечества…
ИА «Приморский репортер»: http://primrep.ru/2017/04/arktika-ne-arena-srazhenij-a-dostoyanie-chelovechestva/
Оставить комментарий