Артём Соловейчик во Владивостоке рассказал, как «педагогика свободы» влияет на политические процессы в России

16.Сен.2021

Профессиональный педагог и один из наиболее ярких представителей партии «Новые люди» рассказал о том, какой должна быть современная школа и почему сегодняшнее образование «плодит роботов»

15 сентября 2021 года во Владивостоке, в офисе приморского отделения партии «Новые люди», состоялась встреча приморской общественности и журналистов с Артёмом Симоновичем Соловейчиком – руководителем издательского дома «Первое сентября», экспертом партии «Новые люди».

Открывая встречу, Артём Соловейчик отметил, что образование (как школьное, так и высшее) неразрывно связано как с политическими, так и с экономическими процессами, происходящими в стране. За последние несколько месяцев команда «Новых людей» проехала и пообщалась по всей стране. И везде проглядывает одна очевидная проблема: люди устали от «стабильности», которая постепенно превратилась в застой. Как отметил Артём Соловейчик, из разговоров с людьми всё больше проглядывает одна закономерность: многие, с кем приходилось общаться, высказывают мнение, что проживают не свою жизнь. Государство всё больше навязывает гражданам политику «патернализма» — отцовской навязчивости, чёткой регламентации, как «правильно» жить, а как  «неправильно». Наиболее ярко политика «патернализма» проявляется на школьном образовании, где вместо образования и развития делается уклон на патриотизм и догмы. Из школьного образования всё чаще уходят наиболее яркие педагоги и наиболее профессиональные руководители школ. Всё чаще политика профессиональных педагогов расходится со спорными тезисами и декларативным характером обучения и воспитания детей. Как отмечает Артём Соловейчик, в этом нет ничего удивительного, ведь сегодня, например, министр образования России – это бывший глава Рособрнадзора – главной «контрольно-проверочной» силы в стране.

Вместе с тем, сам учитель сегодня, мало того, что перегружен работой, так ещё и имеет довольно низкую заработную плату. Поэтому нет ничего удивительного, что в стране практически не осталось учителей-предметников, которые работают на одну ставку. Процентовка занятости учителей в России такова: на одну ставку работают 5% учителей, на 1,5 ставки – 65%, на 2 ставки – 30 %. При этом базовая ставка оплаты учителя составляет 17 тысяч рублей. Когда в 2012 году выпускались первые «майские указы» Президента РФ, была задача – привести заработную плату учителя к средней заработной плате по региону. И чиновники в регионах решили эту задачу просто: все учителя стали работать на 1,5-2 ставки. Такая вот «арифметическая эквилибристика». То есть, условно говоря, можно сказать, что учителя стали получать зарплату больше. Но за счёт чего? За счёт переработок. Все эти меры привели к оттоку квалифицированных кадров из школы. Наиболее талантливые педагоги и независимые директоры школ просто отказались так работать. И школа сегодня по-прежнему ощущает дикий отток кадров. А молодёжь, которая проходит обучение на педагогических специальностях, просто отказывает по окончании вуза идти работать в школу. Наиболее показательна в этом плане история в Томской области. Там выпускники местного госуниверситета, которые учились для того, чтобы работать в школе, практически все отказались трудоустраиваться в школы. Только 3% выпускников пошли работать по специальности. Это настоящая «гуманитарная катастрофа». По мнению Артёма Соловейчика, ещё 3-4 года такой работы с образованием, и в школах просто некому будет работать. Уже сегодня рвётся нить преемственности педагогических поколений. А скоро банально страна столкнётся с нехваткой учителей.

Выход, впрочем, есть. Как отмечает Артём Соловейчик, если сегодня применить то, что предлагает партия «Новые люди» — сделать базовую ставку зарплаты учителя на одну ставку в 75 тысяч рублей по всей стране – это окажется существенной мерой поддержки профессии. Во-первых, это удержит уже имеющиеся кадры. Во-вторых, приведёт к тому, что в школу вернутся те, кто ушёл из профессии по причине неадекватности оплаты труда. В-третьих, молодые выпускники вузов получат стимул работать в той профессии, которой они отдали те годы, что учились в университетах и пединститутах.

Но не только базовой ставкой должен быть жив учитель. Нужно разобраться ещё и с тем, что сегодня не то, что любой учитель бесправен в своей профессии, но даже и самый опытный директор школы не чувствует себя защищённым от произвола чиновников. Простой пример.  Как рассказал Артём Соловейчик, сегодняшняя редакция ст. 278 Трудового кодекса РФ  (Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации), позволяет уволить любого директора школы без объяснения причин. Такую норму Трудового кодекса РФ можно было бы ещё объяснить в коммерческом предприятии, но в сфере образования она превратилась в удобный инструмент расправы с «неугодными» директорами школ. Так, в частности, в Томске таким образом была уволена директор школы, которая на сэкономленные деньги сделала в школе образцово-показательный фитнес-зал. Правда, закупала оборудование и прочие товары не там, где ей советовал «голос свыше». В один не самый прекрасный день директора-«вольнодумца» уволили. Правда, на её защиту встал весь город и властям пришлось дать «задний ход». Директора-то вернули, а вот зарплату – нет. Сегодня директор школы получает только одну ставку учителя (17 тысяч рублей) плюс стала «мишенью» для проверяющих. Не мытьём, так кататьем директора выдавливают с должности. Как отмечает Артём Соловейчик, закупки «у кого надо», от которых отказались строптивые руководители школ — очень частый повод для увольнения директоров школ. Конечно же, директор школы должен быть защищён от такого произвола, который порождает повсеместное применение ст. 278 ТК РФ.

И, конечно же, сегодня нужно менять идеологию школьного образования, где, по меткому определению Артёма Соловейчика, учеников постепенно отучают от проявления инициативы, талантов и стремлений, а делают из человека «робота». В головы школьников сегодня просто «вбивают» идеологию. Для знаний в голове среднестатистического школьника места просто не остаётся.

Каждую из фраз Артёма Соловейчика, высказанную на встрече с общественностью во Владивостока, можно высекать на стенах школ. «Несвободный учитель не может воспитать свободных детей!» и «Не ЕГЭ – суть образования, а самостоятельность учеников!».

Сам Артём Соловейчик сторонник «педагогики свободы». Ученик сам должен понять (с участием педагогов, конечно), зачем он учится и куда он должен приложить свои знания. Куда ему идти и чем заниматься в жизни. Сознание школьника должно быть избавлено от догм и идеологических шаблонов. Учитель должен быть наставником именно свободных учеников. Ну, а страна должна быть государством свободных людей. Именно на это, про признанию Артёма Соловейчик, делает ставку партия «Новые люди».

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)