«Бэушки» Японии не умрут никогда?
О новом ГОСТе «безопасности» и о том, как теперь будут продавать подержанные иномарки
С 1 июля 2021 года ввезти любимую «японку» или даже «немца» станет практически невозможно. Причиной называют введение нового ГОСТа, который ужесточает требования к проверкам на безопасность машин. К чему это приведет? Перестанут ли жители России ввозить б/у машины в страну? Что именно меняет новый ГОСТ? Об этом и другом мы попросили рассказать Председателя НП «Лига финансовых институтов», члена Межведомственной комиссии по защите прав потребителей при Правительстве Приморского края Александра Ивашкина.
— Эта новация властей не явилась для специалистов и автолюбителей какой-то неожиданной новостью, поскольку начало применения межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» было перенесено с прошлого года — с 1 июля 2020 года на 1 июля 2021 года.
В прошлом году основанием отсрочки применения явилась сложная эпидемиологическая ситуация в странах ЕАЭС. Разумеется, отсрочка вступления в силу стандарта позволила внести в него изменения и сделать документ пригодным для использования.
Новые правила непосредственно влияют на качество ввозимых из-за границы машин с пробегом и как бы для покупателя появляется гарантия, что он купит не битую или непонятно как и где восстановленную машину («утопленник», «конструктор», авто с фатальными повреждениями), а нормальный автомобиль, который будет стоить своих денег. Если учесть, что по информации Росстандарта, около 10% автомобилей из общего объема импорта транспортных средств небезопасны, то выходит, что ГОСТ 33670-2015 будет своеобразным «фильтром качества» не только для дальневосточного авторынка, но и для российского. Что важно очень — выиграет от этого только потребитель.
— Как данная новация технически и организационно будет сопровождаться?
-Для этого Росстандарт создал специальные лаборатории и пункты осмотра. Они расположены поблизости от портов, откуда в основном ввозятся в страну такие машины. Насколько мне известно, сейчас уже есть 13 лабораторий мощностью более 100 тыс. автомобилей в год, из них пять прямо в портах. На Дальнем Востоке данная инфраструктура уже подготовлена, и что называется, на «товсь» готова к проверкам подержанных автомобилей из Японии, Кореи и Китая по новым стандартам. Если автомобиль будет «годен», то такое транспортное средство сразу получит электронный ПТС и диагностическую карту. После этой процедуры (пройдя лабораторию), ТС полностью готово к регистрации в ГИБДД.
—Какие виды работ войдут в проверочные тесты испытательных лабораторий?
— Из-за различных требований к автомобилям в разных странах возникают проблемы с подтверждением соответствия. Все ввозимые в РФ ТС с 1 июля должны пройти реальную проверку в испытательной лаборатории по регламенту расширенного техосмотра, где будут проверятся на безопасность конструкции, а также узлы и агрегаты без разборки автомобиля. Регистрации и испытаниям подлежат также все нештатные доработки, однако к заводскому дополнительному оборудованию это не относится, если оно сертифицировано для конкретной модели. После этого данные проверки будут заноситься в протокол технической экспертизы, который служит одним из оснований для оформления свидетельства о безопасности транспортного средства (СБКТС). Его выдадут, если выполнены все требования безопасности. Те же «японки» с правым рулем наверняка потребуют дополнительной настройки осветительных приборов: пройти оценку соответствия с недоработанными фарами не получится, потому что они слепят едущих по встречной полосе.
— Что имеем в сухом остатке?
-Ужесточенные требования к проверкам на безопасность импортируемых б/у машин положительно скажутся на их эксплуатации и значительно улучшат общую дорожно-транспортную обстановку на дорогах. Если не принимать во внимание, что новация незначительно повлияет на формирование конечной цены б/у автомобиля для потребителя (прибавка 0,7-1,3%), то, в общем-то, в выигрыше все — автолюбители, пешеходы, ГИБДД и др.
Определённым образом, появившаяся в себестоимости продажи ТС эта «незначительная» услуга по оценке безопасности ТС, разработанная и «навязанная» (!?) чиновниками Минпромторга, МВД, ФТС, Росаккредитации, ФГУП «НАМИ», явно несущественно повлияет на розничную цену авто. Но это никак не приведет к тому, что граждане прямо сейчас перестанут ввозить импортные б/у машины в страну.
Для приостановки подобных продаж задействуются обычно иные экономические и универсальные рычаги. Ведь 25-30% процент роста тарифов на ОСАГО, равно как и 10-14% рост цен на топливо, рухнувшие доходы, скрытая инфляция и пр. пр. до сих пор не остановили (вопреки всему!) подобные продажи! Почему? — Пока это не выгодно…
Владивосток
Оставить комментарий