Бюрократические шлагбаумы на пути развития бизнеса убрать непросто

03.Июн.2021

Межведомственное совещания Минвостокразвития и Генпрокуратуры РФ состоялось во Владивостоке

Об этом весьма представительном мероприятии оповестили официальные сайты обоих ведомств. Так, Минвостокразвития представило весьма развёрнутую публикацию.

Об уровне такого, говоря «морским» языком, большого сбора можно судить хотя бы по тому, что в нём участвовали заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Юрий Трутнев, заместитель Генерального прокурора России Дмитрий Демешин, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, прокуроры и губернаторы субъектов ДВФО, руководители институтов развития, представители федеральных органов власти, общественных организаций.

На обсуждение были вынесены меры, имеющие целью «обеспечение требований законодательства при реализации проектов в преференциальных режимах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), снижение административного давления на экономику и противодействие коррупции».

Генпрокуратура РФ (вернее, её управление по ДВФО) проанализировала состояние законности при реализации проектов в преференциальных режимах. В числе позитивных черт развития представители надзорного органа отметили роль созданной на Дальнем Востоке системы государственной поддержки: благодаря ей «началась реализация более 2600 новых инвестиционных проектов». В качестве резидентов ТОР и СПВ, отмечено в публикации, в дальневосточную экономику привлечено 6 трлн рублей инвестиций (в том числе 1,8 трлн рублей – уже фактически вложено). Свыше 70% составляют инвестиции в несырьевые предприятия, которые обеспечивают «диверсификацию экономики, развитие современных технологий, повышение компетенций работников».

Ещё одним отрадным фактом (впервые за многие годы) видится положительный приток молодых специалистов возраста 20–24 лет. Есть основания утверждать, что произошло улучшение инвестиционного климата в большинстве (в десяти из 11) субъектов РФ федерального округа.

Однако многообещающая фраза Юрия Трутнева о некотором движении в части снижения административного давления на бизнес оказалась далеко не такой радужной, как ожидалось. Дело связано с тем, что «в 2017 году Дальневосточный регион занимал по уровню административного давления последнее место. Сейчас занимает шестое место». И такая динамика едва ли может радовать, поскольку, если говорить обобщённо, «зачастую неоправданные контрольные мероприятия продолжают нарушать ритм развития дальневосточной экономики. Так в 2020 – 2021 годах на Дальнем Востоке проведено более 400 тысяч проверок, из которых только 4% – плановые, 96% – внеплановые».

Ну, разве можно говорить о нормальном и даже поступательном прогрессивном развитии, если творится такое? Вот полпред президента и высказался весьма недвусмысленно. В публикации сайта Минвостокразвития приводится на эту тему достаточно пространная, хотя и характеризующая цитата из выступления Юрия Трутнева: «Административное давление, бесконечные проверки и придирки, равнодушие и, что ещё хуже, корыстное поведение ряда чиновников значительно снижает эффективность проводимой по поручению Президента Российской Федерации экономической политики. Наибольшее количество внеплановых проверок проводится по линии Роспотребнадзора, Роструда, МЧС России, Ростехнадзора. Говоря о внеплановых проверках, хочу подчеркнуть, что они нередко проводятся по обращениям, подготовленным конкурирующими структурами либо самими проверяющими. Также в проверках используется расширительный принцип, то есть выходят по одной конкретной теме, а проверять начинают по всему спектру вопросов до нахождения какой бы то ни было зацепки. Эту практику нам тоже нужно анализировать и, на мой взгляд, прекращать».

Действительно, уже второе десятилетие (если не больше) говорят о необходимости прекращать «кошмарить» бизнес, а процесс не только не унимается, но, наверное, даже идёт по нарастающей.

Да, в российском законодательстве существует норма, в соответствии с которой требуется согласование с Минвостокразвития внеплановых проверок в отношении резидентов ТОР. По итогам 2020 года, что подчеркнул зампред Правительства РФ, из 309 обращений с просьбой о разрешении на проверку получено в 90% это разрешение получено.

Фраза заместителя Генпрокурора РФ Дмитрия Демешина, оброненная по этому поводу, звучит как-то слишком мягко, хоть и с налётом самокритики: «Несмотря на динамично меняющееся в сторону поддержки бизнеса законодательство, ряд проблем требует дополнительных усилий и согласованных действий с нашей стороны для их решения».

Руководитель дальневосточной межрегиональной структуры главного надзорного органа страны указал на то, что «бизнес продолжает сталкиваться с бюрократическими препонами. Контролирующими органами нарушаются специальные требования к проведению проверок юридических лиц, работающих в ТОР и СПВ. В ряде случаев не обеспечивается надлежащее функционирование объектов инфраструктуры ТОР, бюджетное финансирование на их создание». Немало критики досталось и контролирующим структурам, в том числе – Роспотребнадзору за волокиту и срыв установленных законом сроков разрешения вопросов. Соответственно, досталось и органам прокуратуры («…где ваша реакция?», – адресовал подчинённым вопрос Дмитрий Демешин).

По-своему негодовал и глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, отмечая увеличение количества проверок предприятий в ДВФО, да и не только это. Министр заявил: «Не побеждена волокита. Некоторым инвесторам приходится до двух лет ожидать согласования изменений границ санитарно-защитных зон, без которого невозможно оформить разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию…» В качестве примера он привёл ситуацию с бизнесом в сфере аквакультуры. Несколько лет назад был внедрён интернет-сервис для инвесторов. Но… «даже цифровизация не позволяет поднять некоторые бюрократические шлагбаумы».

Приведённые на совещании показатели (а именно – результаты опросов, проведённых среди предпринимателей) говорят о том, что «доля компаний, которые оценивают давление со стороны контрольно-надзорных органов как значительное, оценивается в 29%. Это означает, что каждый третий бизнес находится под давлением».

Насколько утешительными окажутся слова Дмитрия Демешина о вступлении в силу основных требований федерального закона о государственном контроле (смысл – в том, что всякие проверки будет возможно проводить исключительно с согласия прокурора) – сказать сложно. Как, впрочем, и о существенном расширении «арсенала мер и контрольно-надзорных мероприятий», поскольку, помимо ранее установленных проверок и контрольных закупок, устанавливаются «такие форматы, как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит». Это необходимо для того, чтобы «не препятствовать работе бизнеса». По сути, меняется вся система контрольно-надзорной деятельности, поскольку отныне (надолго ли?) она «будет базироваться на риск-ориентированном подходе». Предприниматели получат возможность не только отслеживать информацию о предстоящих проверках, но и оспаривать их.

Свой путь (хотя и перекликающийся с обозначенным выше) развития межведомственного взаимодействия предложил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, говоря о необходимости усилить работу Межведомственной рабочей группы по защите прав инвесторов (в неё входят представители Минвостокразвития России и Генеральной прокуратуры РФ). Суть этого пути – в координации и синхронизации действий проверяющих бизнес структур. Обозначая участие ведомства в нормотворческой деятельности, Алексей Чекунков указал на разработанный Минвостокразвития и внесённый в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым изменяется принцип предоставления статуса резидента ТОР и СПВ: режим «можно заниматься всем, что разрешено» трансформируется в принцип «можно заниматься всем, что не запрещено».

Как отмечено в публикации сайта Минвостокразвития, «такая новация позволит расширить круг резидентов, устранит неопределённости, связанные с различным толкованием норм и предписаний. Несколько резидентов смогут объединять таможенные зоны, что позволит снизить затраты на их оборудование. Упрощается взаимодействие резидентов с управляющей компанией – оно будет осуществляться через электронную платформу».

Особо выделен вопрос в повестке дня совещания о защите прав граждан на безопасную окружающую среду. Проблема состоит в высоком уровне загрязнения воздуха, да и природы вообще. Она тесно связана с повышением заболеваемости населения, со сложностями в «решении поставленной Президентом Российской Федерации задачи – достижении средней продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет в каждом дальневосточном субъекте Российской Федерации». На это обратил внимание Юрий Трутнев, отметив, что «основными источниками загрязнения в перечисленных городах являются предприятия теплоэнергетики, транспорт и печное отопление». Загрязнение воздуха, по его словам, наиболее характерно для Улан-Удэ, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска. Проблема с обеспечением населения «водой надлежащего качества» весьма остра в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

Свою долю критики получили региональные органы государственной власти и местного самоуправления от заместителя Генпрокурора РФ Дмитрия Демешина, поскольку они «принимают недостаточные меры к исполнению федеральных и региональных программ по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений». И дело обстоит так не только потому, что очистные системы не всегда применяются на предприятиях. В связи с этим вице-премьер Юрий Трутнев обозначил, что «Правительство Российской Федерации готово совместно рассматривать вопросы финансирования необходимых мероприятий, но считаю, что планы действий по снижению атмосферного загрязнения, по строительству современных водоочистных сооружений должны формироваться в территориях под руководством губернаторов и глав населённых пунктов».

Подытоживая, в Минвостокразвития заверили, что «по итогам состоявшегося во Владивостоке совещания будет выработан комплекс мероприятий по развитию ТОР и СПВ, противодействию нарушениям прав инвесторов и укреплению законности в данной сфере, охране экологии. Участники мероприятия выразили уверенность в том, что совместная работа Минвостокразвития и Генеральной прокуратуры позволит повысить эффективность работы, направленной на комплексную защиту бизнеса от административного давления и на устранение препятствий для привлечения инвестиций и ускоренного развития экономики».

В публикации на официальном сайте Управления Генеральной прокуратуры РФ по ДВФО (она – куда менее информативна по сравнению с предыдущей) наиболее важным видятся буквально два абзаца. В одном из них говорится о поставленных Дмитрием Демешиным задачах перед органами прокуратуры, которые должны «принять действенные меры к соблюдению законности при расходовании бюджетных средств, оказании госуслуги полноты исполнения контрактов в рамках реализации государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечению средствами надзора законности региональных и муниципальных нормативных актов, решительно пресекать факты волокиты, незаконных отказов в предоставлении инвесторам земельных участков, выдаче им разрешительной документации в сфере строительства и технических условий на присоединение к коммунальным сетям».

Другая ключевая мысль – о том, что на межведомственном совещании было «поддержано предложение об образовании в прокуратурах субъектов Российской Федерации в округе межведомственных рабочих групп по защите прав инвесторов, в задачу которых также будет входить рассмотрение актуальных проблем при реализации инвестиционных и крупных инфраструктурных проектов». Это видится необходимым для оперативного получения сведений о нарушениях закона и мониторинга хода развития территорий.

…Как говорится, слов было сказано немало, но вопрос состоит в том, когда и во что всё это выльется.

Фото: Минвосторазвития

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)