Ценовые пороги бензиновых рек

02.Апр.2021

Бизнес топливных заправок оказался на грани банкротства

Проблема оказалась весьма злободневной для целого ряда регионов, в числе которых есть и дальневосточные – Приморский и Хабаровский края, а также Сахалинская область. В этих непростых вопросах разбирались «Известия».

Представители бизнеса отметили, что оптовые цены стремительно увеличились в период с декабря 2020 года по конец марта 2021-го. Тогда «поставки с некоторых НПЗ подорожали на 20–30%». Это означает, что вполне реальным может оказаться рост розничных цен и, как результат, «массовое банкротство заправок» ближайшим летом.

Минэнерго предложило поддержать сектор АЗС путём субсидирования затрат на перевозку нефтепродуктов в направлении Дальнего Востока (кроме предназначающихся на экспорт грузов) – в размере «до 4 тыс. рублей за тонну топлива». Чиновники ожидают, что такая мера приведёт к снижению оптовых и розничных цен на ГСМ.

Что «маячит» впереди?

«Известия» проанализировали ситуацию на топливном рынке (в том числе – в Приморье) и пришли к выводу, что в конце марта т.г. оптовые цены на бензин во Владивостоке превысили средние розничные цены на бензин. На этот момент обратил внимание глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков. Такая ситуация отмечалась применительно к бензинам Аи-92 и Аи-95. По словам Владимира Чирскова, поставки с Ангарской НХК за период с 18 декабря по 29 марта выросли в цене на 30,9%, а с Комсомольского НПЗ – на 26%.

При том, что АЗС поставлены перед необходимостью приобретения топлива на бирже по более высокой цене, чем в рознице, и потребностью «прибавить около 5 рублей на литр, которые составляют дополнительные затраты заправок», очень велик риск банкротства АЗС уже к июню т.г. И такая ситуация, говоря словами Владимира Чирскова, «может обострить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке».

Другой вариант развития событий – дополнительный рост розничных цен. В настоящее время «оптовые цены выше розничных можно увидеть также в Хабаровском и Приморском краях, на Сахалине».

Госрегулирование не всесильно

С 2019 года существует практика, при которой «власти стараются не допускать подорожания бензина выше темпов инфляции в годовом выражении». Однако если это как-то возможно применить к нефтяным компаниям (т.е. к крупному бизнесу), то весьма проблематично – по отношению к АЗС. Об остроте проблемы заявил известиям и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Издание отметило, что «скорректированный механизм должен заработать с 1 мая» и что Минфин России готовит соответствующий законопроект. По данным «Известий», «речь идёт об индексации индикативной цены, что может увеличить размер субсидии для НПЗ».

Наиболее важной среди мер, как полагает Евгений Аркуша, представляется введение субсидирования железнодорожных перевозок на Дальний Восток. Расположенные там АЗС «наиболее уязвимы».

«Известия» получили ответ из Минэнерго, из которого явствует, что ведомство разработало и внесло в Правительство РФ проект постановления о субсидировании затрат на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в направлении Дальнего Востока (кроме поставок на экспорт) в размере до 4 тыс. рублей за тонну. Предполагается, что «мера позволит снизить цены на топливо в опте и не допустить их роста в рознице».

Замглавы Минэнерго Павел Сорокин полагает, что «сегодня темпы подорожания бензина практически не отличаются от уровня инфляции». А для преодоления больших колебаний цен ещё в 2018 году правительство разработало демпферный механизм: «Когда нефть дорожает, добывающие компании получают повышенный доход и платят с него более высокие налоги. Когда нефть дешевеет, у НПЗ образуется сверхприбыль, и бюджет получает выплаты от них».

Однако ожидания оказались (по крайней мере, сейчас) достаточно далёкими от реальности. Так, как отметили «Известия», «Владимир Чирсков уверен, что нынешняя динамика оптовых цен говорит о неэффективности демпфера». Солидарны с ним и некоторые другие эксперты.

Однако в Минэнерго придерживаются иного мнения. По данным ведомства, рост средних цен на моторное топливо в 2020 году был ниже уровня инфляции. Более того, общую ситуацию с топливообеспечением внутреннего рынка оценивают как «стабильную».

Приведённые «Известиями» оценки представителей бизнеса показывают, что «в месячном выражении стоимость бензина росла выше, чем инфляция» и что сильного роста цен удалось-таки избежать. Тем не менее, механизм регулирования «нуждается в корректировке».

При высоких биржевых ценах на автобензины установленные цены на АЗС торговых сетей ряд компаний вынужден был «максимально сократить все издержки, оптимизировать расходы» и «даже продать несколько АЗС».

Конечно, Минэнерго ведёт «мониторинг состояния топливного сектора в постоянном режиме» и выражает готовность предпринять какие-то дополнительные меры. Но окажутся ли эти меры эффективными?


Оставить комментарий


Комментарии(0)