Дальний Восток: больше «внимания» — меньше «зоны»

17.Мар.2021

Какие перспективы могут ожидать наш макрорегион

Иногда они возвращаются…

На официальном сайте Правительства РФ 16 марта т.г. опубликовано сообщение о предстоящем (буквально летом текущего года) визите главы Кабмина России на Дальний Восток. В принципе, появление Михаила Мишустина во главе представительной делегации, состоящей из вице-премьеров и министров, едва ли кого должно удивить. Ведь накануне состоялось достаточно представительное совещание с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития региона. Председатель кабинета министров анонсировал: «Летом Правительство активно поработает на Дальнем Востоке, чтобы на месте посмотреть, как выполняются поручения Президента, связанные с развитием этой стратегически важной для страны территории, и понять, что ещё нужно сделать для повышения качества жизни и улучшения экономической ситуации в регионе».

О приоритетности дальневосточного направления говорилось много. Прошлогодняя (в августе) поездка Михаила Мишустина длилась недолго, но за неделю он объехал Чукотку, Камчатку, Магаданскую и Амурскую области, после чего дал «целый ряд поручений». А уже в сентябре 2020 года глава Правительства РФ утвердил разработанную по поручению президента Национальную программу развития Дальнего Востока. После чего «поручил профильным министерствам и ведомствам держать работу над национальной программой под постоянным контролем».

«Фактически контрольное совещание»

Так «Коммерсантъ» увидел и описал совещание по развитию Дальнего Востока, состоявшееся 15 марта т.г. В принципе, семимесячный срок, отделяющий мероприятие от поездки Михаила Мишустина, – вполне достаточный для того, чтобы понять, что сделать удалось, а над чем, увы, – ещё работать и работать. В частности, главе правительства нужно было убедиться, каким образом всё-таки возможно расширить программу «дальневосточный гектар», да и насколько приемлемой может оказаться новая инициатива Минвостокразвития, получившая название «дальневосточной концессии».

Макрорегиону поддадут газку…

Одной из давних (и довольно-таки туго решаемых) проблем Дальнего Востока является газификация. Вернее, отставание в её развитии от основной части России: уровень обеспеченности макрорегиона составляет каких-то 18%, тогда как среднероссийский показатель составляет 71%. Этот фактор подтолкнул к разработке программы развития производства сжиженного природного газа (СПГ). И к возможной «альтернативе» обычной газификации – поставке СПГ, доставляемого в контейнерах. Как по этому поводу отмечено в публикации на сайте полномочного представителя Президента РФ в ДВФО, пилотными в ходе реализации такого проекта могут стать труднодоступные районы Республики Бурятия и Забайкальского края.

Хотя не снимается с повестки дня и вопрос об обычной газификации, а также развитии газопереработки и газохимии. Да и о газоснабжении коммунальных потребителей. По словам Михаила Мишустина, «подключение промышленных и коммунальных объектов к газовым магистралям даст стимул к развитию экономики, создаст новые рабочие места, повысит доходы граждан и, что особенно важно, позволит снизить уровень загрязнения воздуха из-за выбросов от сжигания угля и мазута. А это – вопрос качества жизни людей на Дальнем Востоке. Ведь сейчас около 35% из них живут в экологически неблагоприятных условиях».

Говоря о газификации Дальнего Востока вообще, уместно говорить о планах удвоения её объёмов в перспективе. Эта мысль звучала и в словах министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова: «Необходимо доводить газ до каждого домохозяйства и до каждого нового инвестиционного проекта, потому что Дальний Восток сам по себе является одной из крупнейших в мире газодобывающих территорий. Этот потенциал необходимо задействовать для повышения уровня газификации Дальнего Востока».

Что удалось сделать?

К числу отрадных итогов в публикации на сайте полпреда Президента РФ отнесены такие, как появление «необходимого объёма финансирования для строительства Камчатской краевой больницы» (её «люди ждут более десяти лет»), принятие закона, «позволяющего сохранить сниженные тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока», ожидаемая со следующего года «государственная поддержка создания на Дальнем Востоке тепличных комплексов» и т.п.

И чего так и не дождались?

В Магаданской области не состоялась в установленные сроки передача региону в пользование «гидротехнических сооружений, находящихся в морских портах Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики и закреплённых за ФГУП «Нацрыбресурс»». В целом по макрорегиону – «доведение всех показателей по национальным проектам на Дальнем Востоке до уровня выше среднероссийских; внесение в Госдуму законопроектов, регулирующих вопросы подъёма и утилизации затонувших судов, принятие которых повысит ответственность собственников затонувших судов, создаст условия для расчистки акваторий». А также решение ряда других вопросов, имеющих значение для жителей территории.

Второй «гектар»: реальность или мистика?

Одним из итогов совещания стала критическая реакция председателя Правительства РФ на то, что оказалось не выполненным чиновниками поручение о расширении программы «дальневосточного гектара» (как отмечал «Коммерсантъ», «…Михаил Мишустин поручал до 15 октября разработать законопроект о предоставлении гражданам второго земельного участка площадью не более 1 га на человека при условии успешного освоения первого гектара. …проект был внесен в Белый дом …после его принятия уже в августе 2021-го участники программы, вероятно, смогут получить второй гектар земли)».

«Дальневосточная концессия» и с чем её «едят»?

Особое внимание на совещании у главы Кабмина России было уделено так называемой «дальневосточной концессии», которая воспринимается (если верить авторам публикации на сайте полномочного представителя Президента РФ в ДВФО) как «новый механизм строительства инфраструктуры». Цель её, по мысли Михаила Мишустина, заключается в возможности привлечения в течение трёх лет «значительного объёма внебюджетных средств на строительство инфраструктурных и социально значимых объектов, дорог, портов, мощностей для утилизации отходов».

Развивая эту мысль, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков добавил: «Необходимо задействовать тот большой финансовый ресурс, который есть в банковской системе, у институциональных инвесторов, чтобы привлекать внебюджетные средства в создание новой инфраструктуры по механизму дальневосточной концессии».

Само же ведомство предложило структурировать реализацию комплексных концессионных проектов в формате «одного окна» на всём пути – от момента концептуального одобрения проекта до выхода распоряжения правительства о заключении концессионного соглашения и далее до полной реализации проекта.

В полпредстве Президента России в Дальневосточном федеральном округе предполагают, что «механизм дальневосточной концессии даст возможность увеличить в разы объёмы строительства инфраструктуры для развития социальной сферы и запуска новых инвестиционных проектов», а потому прорабатываются критерии отбора региональных концессионных проектов, для которых правительство принимает решение о предоставлении субсидий бюджетам регионов за пределами сроков утверждённых лимитов бюджетных обязательств. Также предполагается, что «полномочия на заключение концессионных соглашений в отношении объектов, необходимых для развития инвестиционных проектов на территориях преференциальных режимов, будут предоставлены Минвостокразвития».

Со своей стороны, глава Кабмина России определил задачи: «Надо детально обсудить эту идею, оценить эффект от её применения, а главное – возможные риски. Прошу руководителей профильных ведомств активнее включиться в эту работу. Важно привлечь в регионы Дальнего Востока новых крупных инвесторов, причём на длительное время и с максимальным эффектом. Способствовать созданию новых рабочих мест, росту доходов людей и наполнению бюджетов субъектов».

Что осталось «за кадром»?

В числе тех тем, которые представлялись актуальными в связи с уровнем проведённого совещания, но так и не были даже затронуты, могут, вероятно, быть обнаружены и другие. Тем не менее, по горячим следам комментарий к событию дал политолог Андрей Данилов. Его оценку привело информационное агентство REGNUM.

Цитата, хоть и пространная, но она позволяет понять, что не всё так просто в том деле, что называется развитием Дальнего Востока:

«Не забыли бы при решении стратегических вопросов про Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, которая одна из главных на востоке России, связывает Транссиб и БАМ с Якутией.

В целом, есть на Дальнем Востоке крупный порт Владивосток, через который в страну поставляется множество товаров, которые развозят, в том числе и железной дорогой по России. Ну и дальневосточники с помощью железной дороги снабжаются всем необходимым с запада РФ через другие морские ворота и сухопутные границы.

Вспоминая старый географический анекдот, что между Финляндией и Северной Кореей находится всего лишь одна страна, Россия является очень важным перевалочным пунктом не только для авиационного сообщения, но и железнодорожного. Если мы будем увеличивать и хорошо содержать железные дороги, то не исключено, что Россию смогут активно использовать в качестве транзитной магистрали».

Забывчивость, как понимаем, может иметь далеко идущие социально-экономические, да и в конечном итоге – политические последствия.


Оставить комментарий


Комментарии(0)