Дальний Восток прибавил темпы, но не везде и не во всём
Подведены итоги работы морских портов по грузообороту за 8 месяцев
Обзорную информацию представил сайт Ассоциации морских торговых портов России.
В сообщении говорится о весьма незначительном (на 0,1%) увеличении грузооборота морских портов страны за период с января по август т.г. Он достиг показателя в 553,3 млн тонн.
Если это – общие данные, то по отдельным категориям грузов картина следующая. Объём перевалки сухих грузов оказался хуже прошлогоднего на 4,9% и составил 260,9 млн т. Ниже результатов 2021 года на 2,6% оказалась перевалка угля – 133,8 млн тонн. Весьма существенно (на 24,0%) «просела» перевалка грузов в контейнерах, достигнув уровня лишь в 30,8 млн тонн. Хуже результаты – и с перевалкой зерна: показатель в 23,6 млн тонн – ниже уровня 2021 года на 10,7%. Неважные итоги – и по перевалке чёрных металлов: всего 17,9 млн тонн (–8,3%). А вот перевалка минеральных удобрений и руды порадовала: она составила, соответственно, 14,8 млн тонн и 9,5 млн тонн, что выше показателей минувшего года на 22,1% и 25,2% – соответственно.
При общем объёме перевалки наливных грузов в 292,4 млн тонн (больше, чем в 2021 году, на 4,9%) по отдельным видам грузов динамика различна. Если по сырой нефти и сжиженному газу наблюдается прирост (до 173,22 млн тонн и 23,5 млн тонн, или на 11,3% и 12,9% – соответственно), то по нефтепродуктам и пищевым грузом видно было снижение (до 91,9 млн тонн и 2,7 млн тонн, или на 7,6% и 1,7% – соответственно).
Как говорится, отдельной строкой прописаны позиции по грузам, отправляемым на экспорт и доставляемым в порядке импорта. В целом по портам России перегружено экспортных грузов 439,3 млн тонн (на 0,1% меньше прошлогоднего количества), импортных – 24,1 млн тонн (–9,2%), транзитных – 40,6 млн тонн (–3,3%), каботажных – 49,3 млн тонн (+9,9%). Оно, в принципе, и понятно: в силу известных обстоятельств увеличился объём грузов, перевозимых между портами страны вдоль своих же берегов.
При том, что Ассоциация морских торговых портов привела данные о грузообороте конкретных морских портов и других российских бассейнов (Арктического, Балтийского, Азово-Черноморского, Каспийского), остановим свой взор на итогах деятельности морских портов Дальневосточного бассейна. А они таковы.
Общий грузооборот их составил за период с января по август т.г. включительно 151,0 млн тонн (на 0,7% больше уровня 2021 года, т.е. налицо – почти стагнация). Объём перевалки сухих грузов составил 101,7 млн тонн (выше показателя прошлого года на 1,4%), а объём перевалки наливных грузов – 49,3 млн тонн (ниже уровня 2021 года на 0,8%).
По отдельным дальневосточным портам ситуация складывалась следующим образом. Грузооборот порта Восточный составил 53,9 млн тонн (прирост к минувшему году – 6,6%, Ванино – 25,1 млн тонн (+3,0%), Владивосток (больше показателя 2021 года на 8,9%), Находка – 17,4 млн тонн (снижение на 5,1%), Пригородное – 10,3 млн тонн (выше данных за 2021 год на 10,3%), Де-Кастри – 3,5 млн тонн (снижение в 2,2 раза).
Весьма неравномерно развивалось в рассматриваемый период и обслуживание пассажирских судов – общим по России числом 11285 (меньше количества за минувший год на 29,9%), а также морскими пассажирскими терминалами – всего 2731,6 тыс. человек (прирост в 1,6 раза). Количество отправленных из морских портов пассажиров за 8 месяцев 2022 года составило 2452,2 тыс. человек (прирост к 2021 году – в 1,6 раза), прибывших – 279,3 тыс. человек (+23,7%). При этом «обслуживание транзитных пассажиров отсутствовало».
Интересующимся контейнерооборотом портов Дальневосточного бассейна адресовало свою публикацию информационное агентство «РЖД-Партнёр.Ру». Хотя оно и отметило, что исходные данные для сообщения получены от всё той же Ассоциации морских торговых портов, но на сайте этого объединения к моменту подготовки настоящей публикации отсутствовали.
В материале информагентства приведены сведения по итогам конкретно августа 2022 года. Общая картина такова, что «контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам августа 2022 года вырос на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 219,7 тыс. TEU… В прошлом году по итогам августа было перевалено 183,5 тыс. TEU».
Налицо – ускорение темпов роста по сравнению с показателями за июнь (прирост на 11%) и март (увеличение на 3,8%). Если сравнивать итоги августа с результатами июля, то «оборот вырос почти на 40%». И контейнерооборот Дальневосточного бассейна в августе «находится на максимальном уровне с начала года». Показательно, что среднемесячный оборот в 2021 году находился на уровне 170 тыс. TEU, а в 2022-м превышает 180 тыс. TEU.
Импорт по итогам августа увеличился до 85,87 тыс. TEU (+22,5%), экспорт – до 67 тыс. TEU (на 22,8% к уровню 2021 года); увеличение каботажа отмечено на 14,6%, транзита – на 8,8%.
По отдельно взятым портам наблюдались следующие процессы. В порту Владивосток перевалка за август т.г. составила 123,88 тыс. TEU (больше прошлогоднего количества за то же время на 13,6%). «Рост перевалки в порту Восточный составил 37,7%, до 67,49 тыс. TEU, Корсаков – 10,1%, до 10,4 тыс. TEU, Петропавловск-Камчатский – 28,9%, до 9,4 тыс. TEU».
Совокупный контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам 8 месяцев 2022 года увеличился (в сравнении с тем же периодом прошлого года) на 6,1% и составил 1,46 млн TEU. В 2021 году было перевалено 1,37 млн TEU. Экспорт за рассматриваемое время вырос на 18,3%, каботаж – на 5,7%.
Как отмечено в публикации, «порт Владивостока нарастил перевалку на 1,7% по итогам января – августа, до 821,29 тыс. TEU. Экспортная перевалка в порту выросла на 7,2%». При этом контейнерооборот Владивостокского морского торгового порта сократился на 1,2%, до 484,23 тыс. TEU, тогда как вырос этот показатель у Владивостокского морского рыбного порта – на 5,3%.
Наращивание оборотов в рассматриваемый отрезок времени год к году было характерно для порта Восточный (на 13,6%), Корсакова (на 1,2%), Петропавловска-Камчатского (на 13,9%).
В сообщении информагентства «РЖД-Партнёр.Ру» содержится и напоминание об итогах 2021 года, характеризующих контейнерооборот Дальневосточного бассейна. Этот показатель «составил 2,12 млн TEU, в том числе экспорт – 593,82 тыс. TEU, импорт – 810,1 тыс. TEU, транзит – 82,69 тыс. TEU, каботаж – 629,04 тыс. TEU».
Фото: nedradv.ru.
Оставить комментарий