Дерево, море и современное искусство

30.Сен.2017

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, как полноправный участник IX Владивостокской международной биеннале визуальных искусств, проходящей с 23 сентября по 20 октября, представляет работу известного приморского художника и сотрудника МГУ им. Невельского Олега Батухтина

Скульптурная композиция «Корабельная механика» (дерево, металл, 2х2х3 м) установлена в парке за главным корпусом и открыта для осмотра всем ценителям современного искусства. В разговоре с нашим корреспондентом, автор рассказал о том, как пришел к этому.

– У вас обширный и успешный послужной список скульптора, работающего с деревом. Какова причина выбора материала, формы, с которой работаете?

– Материал диктует форму… В студенческие годы во Владивостокском художественном училище пробовал разные материалы: керамику (мой преподаватель был керамистом), металл, гобелен, живопись и т.д. После окончания приехал в родной поселок Кавалерово. Выбрал дерево. Других материалов в районе нет.

– Как Вы думаете, почему в современном искусстве дерево – это скорее нечто концептуально сложное и исключительное (Владимир Татлин – яркий пример), а не популярный материал, как это было во времена повального зодчества?

– Век технологий и науки сделал свое дело. В архитектуре и искусстве в основном используют другие материалы. В последние времена дерево стало привилегией богатых. Но художнику для создания произведения нужно совсем немного. Исключительность в искусстве определяет не материал, а художественная ценность.

– Почему решили участвовать в биеннале?

– В проектах такого уровня художники участвуют только по приглашению организаторов. Куратор основной программы «Морфология порта» Сян Липин входит в десятку самых авторитетных арт-деятелей на международной арене актуального искусства. Организаторы пригласили меня лично. Я обратился к ректору С.А. Огаю с предложением установить работу в университете. Он дал добро.

– Какое значение этому мероприятию придаете для себя, для арт-сообщества региона?

– Достаточно сказать, что во Владивостокской биеннале участвуют художники Илья и Эмилия Кабаковы. Естественно, я горжусь, что достиг определенного уровня и понимания в своем деле. Для региона это очень важно. Без преувеличения, это событие мирового уровня. Новая культура пришла во Владивосток! Я рад, что все местные участники также показали хорошие работы!

batuhtin2

– Как родился замысел «Корабельной механики»? Как долго над ней работали?

– Отвечу так. «Владивосток – портовый город, и судьбы многих людей связаны с морем. В городе несколько учебных заведений, которые готовят специалистов морских профессий. В бухту Золотой рог приходят и уходят десятки кораблей. Порт работает круглосуточно. В этом ритме живут практически все жители Владивостока. Все движется, вертится и крутится. На этой ассоциации построена композиция «Корабельная механика».

Сегодня на современных судах установлены двигатели, подъемные механизмы, точеные винты и т.д. То, без чего невозможна жизнь корабля. Композиция «Корабельная механика» сделана с применением реди-мейда – часть скульптуры состоит из предметов, которые сам автор не изготавливал. Общий принцип схемы построен на «динамической симметрии», способствующей образованию пространств различных размеров. Почти по золотому сечению. Благодаря чему все собрано в стройный порядок и нет ощущения дисбаланса. В этих пространствах расположены разной величины предметы, которые и составляют образ данной темы. Зритель не увидит здесь парусов, канатов и других привычных атрибутов классического парусника. Автор использует эстетику конструктивных построений в качестве некой микросхемы для передачи образа. Ценность художественного произведения заключается в сочетании пластики материала, точного распределения линии, пятна и многочисленных узлов композиции. Что и составляет парковый объект, который предназначен для организации пространства и гармоничного восприятия окружающей среды».

batuhtin3

– Скульптура напоминает продолжение серии работ о механизмах шахты – деревянные каркасы, геометрические объемы, с комбинацией реальных предметов и условных механистических фигур, без явного искусственного раскрашивания. В чем эстетика, и какая предыстория такого подхода?

– Отвечу вопросом на вопрос: «А что для вас является эстетикой?» По существу я должен объяснить, почему ту или иную работу сам художник или искусствоведы определяют как произведение искусства. Это отдельная тема, как впрочем, и предыстория, потому что касается творческого пути.

– Над чем крупным работаете сейчас? Удобно ли это делать, живя в деревне?

– Есть несколько идей, но они – в стадии осмысления… Замечу, что Кавалерово – не совсем деревня, это горняцкий городок, в котором 20 000 жителей. Удобно ли работать здесь, в 450 км от Владивостока? Конечно! Условия хорошие, свежий воздух. Каждую новую работу я «прокатываю» дома, в местной картинной галерее. В город везу уже с поправками.

Справка

О.А. Батухтин родился в 1957 году в пос. Кавалерово Приморского края. В 1981 г. окончил Владивостокское художественное училище. С 1987 г становится участником художественных выставок. С 2012 г. – член Союза художников России. Персональные выставки: «Ступени познания» (2001), «Время слова» (2004), «Место обитания, или Взгляд изнутри» (2006) и «Стихия» (2013) –  галерея современного искусства «Арка» (Владивосток). «Мой алфавит» (2015), Медицинский центр ДВФУ. «Преображение» (2016): Государственная приморская государственная картинная галерея (Владивосток) и Государственный художественный музей (Хабаровск). Участник около тридцати коллективных выставок во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Москве, Санкт-Петербурге, а также в зарубежных городах – Тоттори и Тояма (Япония), Пусан и Сеул (Республика Корея), Сан-Диего (США) и др. Произведения находятся в музейных и частных коллекциях России, США, Японии, КНР.

Беседовал Евгений Панкратьев, пресс-служба МГУ им. Невельского

Фото пресс-службы МГУ им. Невельского

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)