Для Севморпути готовят надёжное прикрытие
Тихоокеанский флот провёл учения подводников. На очереди – Северный…
Освоение Арктики предполагает не только хозяйственный аспект. Напоминанием об этом стала недавняя публикация «Известий», источник которых сообщил о проведённых Военно-Морским Флотом России учениях. На Тихоокеанском флоте они «состоялись весной и в начале лета», когда моряки атомоходов «тестировали возможности» подводных лодок проекта 949 при действиях в районе Северного морского пути. Издание, ссылаясь на не называемых им экспертов, утверждает, что «по мере таяния арктических льдов и развития судоходства по Севморпути задачи по прикрытию этой трассы будут всё актуальнее». При этом «подводные лодки проекта 949 считаются наиболее эффективными охотниками за кораблями – как надводными, так и подводными». Такая оценка обусловлена имеющимся вооружением подводных атомоходов – солидным запасом торпед и сверхзвуковых крылатых ракет.
Проведённые на Тихоокеанском флоте учения (они состоялись «весной и в начале лета») показали важные результаты. Ведь «субмарины действовали в акватории СМП, а также выполняли всплытие в ледовой обстановке». Теперь, как ожидается, будут проведены «аналогичные манёвры кораблей Северного флота».
Не детализируя, «Известия» назвали подводные лодки проекта 949 «одной из последних разработок советского кораблестроения», строительство которых осуществлялось в 1980-е – 1990-е годы. Три субмарины – «Тверь», «Омск» и «Томск» входят в состав Тихоокеанского флота, две – «Смоленск» и «Орёл» – Северного. Изначально эти атомоходы «проектировались для борьбы с соединениями надводных кораблей и вооружены торпедами и ракетами «Гранит».
Соединения, в состав которых входят подводные лодки на обоих флотах, «носят официальное название противоавианосных». Хотя, помимо этого, в их задачи входят «уничтожение десантных сил противника, охота за его морскими караванами». С недавних пор экипажи также «начали отрабатывать ракетные удары и по наземным целям».
При отсутствии официальной информации «Известия» обратились за комментариями к экспертам, в том числе – к военному историку Дмитрию Болтенкову, который придерживается мнения о том, что подлодки ТОФ «отрабатывали операции по защите восточного участка Северного морского пути». А именно – противолодочные и противокорабельные операции. Задачей моряков-подводников было, вероятнее всего, недопущение входа в акваторию Севморпути флотов недружественных России стран. Аналогичные действия предполагаются и в планах североморцев.
Вскользь в публикации отмечена возможность модернизации подводных лодок проекта 949 и оснащение их ракетами «Калибр» и «Оникс».
Перспектива развития обстановки – сокращение ледового покрова в Арктике – рассматривается как риск возрастания угрозы со стороны «надводных сил противника, включая авианосцы». Таким взглядом на будущее поделился военный эксперт Василий Кашин. Он прокомментировал происходящее следующим образом: «Можно предположить, что, готовясь к этой перспективе, командование российского флота начинает подготовку подлодок проекта 949 к действиям в Арктике. Прикрытие Севморпути – очень ответственная задача. Контроль над этой трассой является одним из важнейших преимуществ России. Кроме того, с северного направления могут идти разнообразные атаки со стороны США. И если там в будущем по мере изменения климата появятся силы американского флота, это направление необходимо будет прикрывать».
«Известия» напомнили о том, что с середины прошлого десятилетия «Россия активно создаёт военную инфраструктуру вдоль Северного морского пути и в целом в полярных широтах» и что объединённое стратегическое командование «Северный флот» в 2021 году «получило статус, равный военному округу».
Сегодняшняя обстановка характеризуется тем, что на островах в Северном Ледовитом океане «размещены подразделения береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», зенитные ракетные системы». Проведены ремонт и реконструкция порядка двух десятков аэродромов. А на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и Котельный (Новосибирские острова) построены всепогодные круглогодичные взлётно-посадочные полосы. Также «на северных аэродромах несут постоянное дежурство истребители-перехватчики».
В публикации отмечено, что, помимо размещённых на постоянной основе подразделений, в Арктике «регулярно отрабатывается переброска сил». Примером таких учений называются проведённые в ноябре 2021 года учения, когда «оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» подняли по тревоге и транспортными самолётами перебросили на Новую Землю, где провели учебные стрельбы».
В ходе других учений, также проведённых в 2021 году, отряд кораблей Северного флота отрабатывал высадку морского десанта вдоль Северного морского пути: в нём участвовали морские пехотинцы и арктические мотострелки.
Несколько неожиданным в данной публикации видятся и другие, невоенные, аспекты. Один связан с созданием Россией в Заполярье «инфраструктуры, связанной с охраной природы» (эту мысль в минувшем году озвучивал Президент России Владимир Путин). Другой – создание в Арктике базы для МЧС, «которая может использоваться для спасения людей на водах или для защиты окружающей среды». Актуальность такого подхода диктуется тем, что «по мере изменения климата и с вводом в строй новейших ледоколов навигация по Северному морскому пути станет круглогодичной».
Фото: war-book.ru.
Оставить комментарий