Дороги Приморья сплелись в «коррупционный «узел»?

28.Ноя.2024

В уголовном деле бывших «дорожных» чиновников Дальнего Востока прослеживается «хабаровский» и «дубайский» след, наверное, поэтому дело трижды пытались направить в суд «двадцать седьмого» региона

Согласитесь, при всём «буйном расцвете» коррупции в сегодняшней России и отчаянной борьбе с ней, которую ведут правоохранители, не всякий субъект Федерации может «похвалиться» тем, что фигурантом уголовного дела о преступлениях соответствующей категории может оказаться региональный министр. А в Приморском крае такое случилось. СУ СК РФ по краю возбудило и расследовало уголовные дела по ч. 6 ст. 290 и ч. 2 ст. 285 УК РФ в отношении краевого министра Виктора Свяченовского (до того являвшегося главным инженером ФКУ ДСД «Дальний Восток») и по ч. 5 ст. 291 и ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 285 УК РФ – в отношении первого заместителя начальника ФКУ ДСД «Дальний Восток» Дмитрия Бабака. Оба уголовных дела построены на результатах оперативно-розыскной деятельности Управления ФСБ России по Приморскому краю. Из этих материалов видно, что первый получил от второго автомобиль Mecedes-Benz GLS (2019 г.в., стоимостью 4,5 млн руб.) в качестве взятки. А мзда предназначалась за создание бесконкурентных условий для ООО «Икс-Роуд» и ООО «СтройДорСервис №1» (обе компании аффилированы последнему из названных лиц) при заключении государственных контрактов на ремонт и содержание дорог в Приморском крае на сумму 735 млн рублей.

В дополнение к этому выявлена информация о необоснованном внесении завышенных объёмов и дорогостоящих материалов в сметные расчёты и техническую документацию. Предполагалось использовать более дешёвые материалы, поставка которых потребует меньших затрат, при этом цена контракта не уменьшалась. Такие действия позволили осуществить хищение бюджетных средств. Эта «экономия», если рассматривать её с позиций уголовного права, вполне укладывается в признаки мошенничества. Потому-то и было возбуждено в отношении должностных лиц ООО «СтройДорСервис» уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Речь идёт о хищении бюджетных средств в размере около 60 млн рублей при исполнении госконтракта на содержание федеральной автодороги А-370 «Уссури» и реконструкции дорог краевого значения. Стоит ли после этого удивляться, что генеральный директор предприятия Александр Фёдоров экстренно уехал из России и обосновался в Объединённых Арабских Эмиратах.

Факт такой скоропостижной эмиграции вполне может быть «увязан» с тем, что (почти одновременно) проводится расследование уголовного дела в отношении начальника МТУ Ространснадзора по ДФО Игоря Турищева. Следствие усматривает причину «особо тёплых» взаимоотношений между чиновником и руководителем поднадзорной коммерческой структуры в «товарно-денежных отношениях» (т.е. в фактах взяточничества, призванного фактически попустительствовать дорожникам и не реагировать, полностью или частично, на допускаемые ими нарушения – «закрывать глаза» на факты создания угрозы жизни и здоровью граждан). Между тем, и Арбитражный суд Приморского края, и Пятый апелляционный арбитражный суд однозначно приходили к выводам о «неудовлетворительном содержании» автомобильных дорог в регионе, а значит, и вопиющих нарушениях со стороны ООО «СтройДорСервис №1». Именно последствиями отступления от требований ГОСТов и других регламентирующих документов при обслуживании дорог, в этом можно быть уверенными, стали факты гибели водителя грузовика, перевозившего бочки с химическими веществами и упавшего с моста через реку Хор (лишь какое-то чудо спасло от возникновения масштабной экологической катастрофы), гибели беременной женщины на скользком (гололёдном) участке дороги, проходящего вдоль водоёма, образования в августе 2023 года непроезжего даже для большегрузных машин отрезка дороги из-за отсутствия отсыпки (насыпи). Всё это происходило, что называется, в зонах ответственности руководимого Александром Фёдоровым ООО «СтройДорСервис №1». Про то, сколько и где из-за таких «недоработок» повреждено транспортных средств, можно, наверное, только предполагать – далеко ведь не все владельцы транспортных суд обращались с исками в суд или жалобами в прокуратуру.

Несмотря на имеющие столь существенный резонанс обстоятельства, сторона защиты Виктора Свяченовского и Дмитрия Бабака, а также родственники обоих фигурантов не переставали обивать пороги разных инстанций, добиваясь проведения мероприятий ведомственного и процессуального контроля за ходом и результатами расследования уголовных дел. Но и Генеральная прокуратура РФ, и центральный аппарат Следственного комитета России лишь подтвердили законность и обоснованность процессуальных решений.

Когда в декабре 2023 года прокурор Приморского края утвердил обвинительное заключение, и материалы уголовного дела были направлены в Советский районный суд города Владивостока, адвокаты подсудимых попытались добиться передачи материалов дела в Центральный районный суд города Хабаровска (формальный повод – наличие юридического адреса у ООО «СтройДорСервис №1» в Хабаровске). Однако председательствующий судья отказал в удовлетворении такого ходатайства. Последующие попытки стороны защиты «переиграть» такое решение в судах апелляционной и кассационной инстанциях результата не принесли. Да и Верховный Суд РФ, рассмотрев жалобу защитников, направил дело в Советский районный суд города Владивостока.

Предполагавшийся перенос рассмотрения дела в Хабаровск, как видится, преследовал вполне определённую цель: поскольку и родственные связи, и некогда «высокие» должности сегодняшних адвокатов, а вчерашних «крупнозвёздных» правоохранителей, могли сыграть свою роль.

На этом фоне не случайным совпадением, а, вероятно, примером «наследственности» и «наличия связей», явились родственники Дмитрия Бабака, не раз мелькавшие в криминальных хрониках. Так, двоюродный брат — Сергей Бабак, будучи следователем в краевом СУ СК (Хабаровск), попался за взятку при содействии в выигрыше конкурса на строительство участка автодороги «Амур», а первый замглавы района на Камчатке Юрий Бабак проходил подозреваемым в деле об убийстве вице-губернатора Камчатского края, но признан лишь виновным в подстрекательстве к нанесению тяжких телесных поврежденеи. Как можно предположить из вышесказанного, определённая «крыша» во власти у Дмитрия Бабака всё-таки просматривается.

Не переставали удивлять, и другие персонажи «дорожных дел». Так, генеральный директор ООО «СтройДорСервис №1» Александр Фёдоров вместе с начальником МТУ по ДФО Игорем Турищевым, не обратившие внимание на строгость, проявленную Арбитражным судом Приморского края и Пятым апелляционным арбитражным судом. Игорь Турищев поначалу даже запретил должностным лицам подчинённой ему госструктуры посещать суды, а потом, поняв бесперспективность таких действий, категорически запретил им обращаться в Арбитражный суд Дальневосточного округа. Ибо бездействие хозяйствующего субъекта в вопросах выполнения работ по содержанию автодорог оказывалось чреватым весьма большими и «страшными» последствиями – вплоть до приостановления деятельности и внесения организации в список недобросовестных поставщиков работ и услуг. Осмелимся предположить, что  не за «красивые глаза» руководителя коммерческой структуры чиновник выдал ему своеобразную «индульгенцию». Ведь указание со стороны Игоря Турищева подчинённым сотрудникам о подготовке письма в адрес ООО «СтройДорСервис №1» с указанием на то, что МТУ Ространснадзора по ДФО более не считает выявленные грубые нарушения ГОСТов нарушениями и, соответственно, не имеет каких-либо претензий к ООО «СтройДорСервис №1», – вряд ли возникло из ниоткуда. (Хотя, наверное, всю эту эпистолярную «магию» вполне по силам разоблачить следствию и суду). А очевидность – ведь всё «шито белыми нитками» – почему-то не остановила Арбитражный суд Дальневосточного округа, куда обратился Александр Фёдоров и получил из данного суда ответ об отмене решений арбитражных судов нижестоящих инстанций.

…Только, вот, поможет ли такое «священнодействие» освобождению кого-либо из фигурантов уголовных дел в дорожно-строительной сфере от ответственности? В этом есть сомнения, и пребольшие.

Кстати, в период недолгого губернаторства в «двадцать седьмого» регионе Сергея Фургала, он вернул на должность «главного дорожника» Хабаровского края Фёдорова-старшего. Местная пресса отреагировала на возвращение этого «ценного кадра» «ишаевской эпохи» не очень хорошо. Пресса, например, вспомнила, как в период руководства Фёдорова-старшего «утонуло» ХКГУП «Крайдорпредприятие», вскоре после этого Фёдоровы (отец и сын) стали почти монополистами в Хабаровском крае в сфере дорожного строительства с миллиардными подрядами. Что случилось с Сергеем Фургалом мы помним. После этого завершилась   и карьера «главного по дорогам» в Хабаровском крае. Зато «хитросплетечение» хабаровских карьер вот-вот получит «уголовную развязку» в Приморье…

Источник: ТГ-канал «Трепанг Соловьёва»

 

 

 

 

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)