«Эхо Казани» аукается на Дальнем Востоке

13.Май.2021

От повторения трагедии, похоже, никто не застрахован

Был болен, но его не лечили?

Начнём с сообщения от нашего информированного источника в Республике Татарстан: в регионе достаточно широкую огласку получили данные о том, что первоначально задержанный, а в настоящее время арестованный юноша, являющийся фигурантом уголовного дела о расстреле в гимназии №175 города Казани, не вполне здоров. «Как стало известно, – заявил наш источник, – у него нашли заболевание головного мозга год назад, и никто не лечил, хотя он жаловался на головные боли. Вроде, миома».

На уточняющий вопрос о возможной ответственности медработников за то, что не были предприняты меры по лечению сегодняшнего подследственного, наш источник дал понять, что это «могут на тормозах спустить». Достаточно хорошо известны медицинские факты, когда не только заболевания мозга, но и эндокринной системы предопределяли поведение больных, совершавших убийства других людей. Тем не менее, широкой огласки такие сведения в данном случае не получили.

В связи с этим уместно поделиться наблюдением, ставшим известным благодаря публикации «Коммерсанта». Ещё накануне заседания суда, которому предстояло решить вопрос об избрании меры пресечения подозреваемому, представители Следственного комитета РФ отметили прошлогодний диагноз (речь шла о «тяжёлом заболевании мозга», обострившемся в этом году и вызывавшем агрессивное и не вполне адекватное поведение).

Судя по всему, «речь шла об атрофии клеток головного мозга, которая, по данным врачей, приводит к самым тяжёлым последствиям. При этом заболевание не входит в перечень тех, по которым обвиняемых и подозреваемых нельзя содержать под стражей. А как именно болезнь могла повлиять на действия убийцы, должна установить специальная судебная экспертиза, уже назначенная следствием».

Уместно привести комментарий, который «Коммерсантъ» получил от доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования, завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, члена Совета по правам человека Александра Асмолова: «Безусловно, мозговые дисфункции могут очень рельефно проявляться в поведении человека, это хорошо известный и нейропсихологам, и патопсихологам факт. Особенно, если мы имеем дело с поражением лобных долей головного мозга, то утрачиваются такие функции, как прогнозирование, и резко прежде всего падает критичность при восприятии событий. Люди с мозговыми дисфункциями не воспринимают юмор, иронию и другие вещи. Но в данном случае мы пока не знаем, о каких, собственно, поражениях идёт речь. Потому что озвученный диагноз – это выстрел в туман, это не диагноз. Да, есть мозговые дисфункции, но какие они – должна выяснить нейропсихологическая экспертиза».

 Уголовно-наказуемые «шутки», или По секрету – всему свету

Как говорится, не успела ещё осесть земля на могилах жертв казанского расстрела, как «громыхнуло» совсем на другом конце страны. «Хорошо», что это был не реальный взрыв или же выстрелы, хотя «хорошего» в заведомо ложном сообщении об акте терроризма нет ничего, как, впрочем, и законного.

Телеканал «Дождь», ссылаясь на некоторые СМИ (и федеральные, и местные – Амурской области) сообщил о факте возбуждения уголовного дела в отношении «17-летнего школьника в Благовещенске»«из-за поста в соцсети, в котором он угрожал повторить стрельбу в казанской школе». При этом (вот судьба!) информация о действиях этого молодого человека так, видимо, и не нашла своего места в ленте новостей ни Управления МВД России по Амурской области, ни регионального Следственного управления Следственного комитета РФ (последнее из названных ведомств, как известно, обладает компетенцией в части расследования уголовных дел в связи с несовершеннолетием как жертв, так и фигурантов таких дел). Чем объяснить это молчание – остаётся только догадываться.

Что представляется куда как более реальным, так это пост в Instagram-канале губернатора Приамурья Василия Орлова, дословно воспроизводимый ниже:

«Здравствуйте, друзья! Рассказываю по ситуации в 27 школе. Занятия уже возобновлены. Школа проверена специальными службами и правоохранительными органами. Предметов, представляющих опасность, не обнаружено. 11 мая в социальной сети появилась информация о якобы готовящемся преступлении в школе Благовещенска. Сотрудники правоохранительных органов уже нашли распространителя ложной информации. Им оказался 17-летний подросток из Тамбовского района. Возбуждено уголовное дело.
Отмечу, что в регионе издан приказ об усилении мер безопасности во всех образовательных организациях. Поручено усилить пропускной режим, а также оперативно проанализировать морально-психологический климат в коллективах учеников и студентов. Также будет проверен уровень антитеррористической защищенности учреждений, пожарной безопасности, работоспособности систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и систем контроля доступа
».

Из немногочисленных комментариев стоит выделить два. В одном из них говорится, что «в половине школ не работают рамки-металлоискатели, в остальной половине просто игнорируют работу этих рамок. В некоторых школах вместо квалифицированной охраны во время каникул дежурят учителя. Нет у нас охраны учеников в школах».

В другом – сделаны обобщения, поднимающие далеко не региональный аспект событий в Татарстане: «В этой истории с казанским стрелком я поражаюсь равнодушию общества, парень утром, когда все идут и едут на работу и т.д., спокойно идёт с оружием приличных размеров по улице и хоть бы кто-то позвонил в полицию».

 Выявление буллинга, периметральное ограждение и другие меры безопасности

Отреагировали на чрезвычайное событие и в Республике Саха (Якутия), что видно, в частности, по публикации в Instgram-канале «Sakhaday». Она представляет собой не то дословное воспроизведение (правда, не лишённое опечаток) какого-то распорядительного документа, не то его изложение. Суть, однако, понятна: в регионе будут «усилены меры антитеррористической безопасности в образовательных организациях».

В размещённом сообщении говорится о том, что «руководителям поручается разработать план дополнительных мер по профилактике терроризма и экстремизма, провести проверки состояния антитеррористической защищённости образовательных организаций (периметральное ограждение, системы видеонаблюдения, пропускной режим, тревожные кнопки и др.)». С этим – всё понятно. Практически классическое «держать» и «не пущать». Насколько таких мер окажется достаточно – вилами по воде писано, особенно – в части «периметрального ограждения»: такое впечатление, что кто-то вознамерится школы на танках или БТРах атаковать.

Отдельный раздел (в тексте ограниченный масштабами абзаца текста) предусматривает, что руководители образовательных организаций «должны организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах по вопросу принятия оперативных мер в чрезвычайных ситуациях, провести классные часы по формированию законопослушного поведения, общешкольные родительские собрания. В школах будут выявлять детей, подвергаемых буллингу и кибербуллингу, травле». Когда речь ведут о законопослушном поведении, то все эти душещипательные беседы напоминают о том, что практически всякий полководец научен в лучшем случае тому, как одерживать победы во вчерашней войне. А вот выявление детей – это, почти что, ноу-хау. Вопрос лишь в том, что с такой информацией потом делать. То ли предполагать, что все эти зашоренные, зачмырённые детки могут стать взрослыми и чего-то там натворить? Или, всё же, позволят выявить тех, кто и какими способами их унижает, способны ли (если да, то как) сопротивляться агрессивному воздействию. По этому поводу – и один из комментариев: «Действительно, зачем выявлять тех, кто буллит? Лучше затравленных детей занести в списочек, чтоб вообще головы не поднимали. А заодно и статистику по буллингу поправить: кто теперь жаловаться то будет?»

Изложение инструктивного письма (или чего-то там ещё) завершается фразой о запланированных инструктажах по поводу действий при возникновении чрезвычайных ситуаций во время последних звонков и выпускных вечеров.

Среди других комментариев уместно выделить такие, которые касаются необходимости наладить работу социальных педагогов, необходимости выявления «и тех, кто издевается над детьми, независимо от того, взрослый это или ученик». Об остроте проблемы весьма ярко выражена мысль в словах: «…Всё всегда покрывается и учителями, и завучами, и директорами. Всё шито, крыто…»

 Слово президента. Его ждали и надеялись

13 мая, через два дня после случившегося в Казани, свою позицию по поводу событий в столице Республики Татарстан обозначил глава государства. Выступление – оно заняло 6 минут 53 секунды эфирного времени – было транслировано телеканалом «Россия 24». Совещание правительства страны Владимир Путин начал с минуты молчания. Потом – выразил, как подобает в таких случаях, соболезнования. Сказал о профессионализме и героизме работников гимназии №175. Отметил, что делается всё возможное для спасения жизней раненых, для оказания помощи семьям погибших и пострадавшим. Отдельно выделил необходимость более строгого подхода к решению вопроса об обороте гражданского оружия… Собственно говоря, если тезисно, – всё.

Что и когда последует дальше – пока под вопросом. Большим вопросом. Ибо, когда какие-то события имеют свойство повторяться, даже с каким-то вариациями, – нужно не просто обозначать проблему, а её решать. Не ограничиваться какими-то частными и поверхностными решениями. Понять бы, какими именно…

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)