Головой в унитазе, Или особенности воспитательного процесса в школах Большого Камня
Приморье снова «прославилось» на всю страну, показав очевидную вещь: когда безмолвствует и бездействует школьная администрация – «судья Линч» выходит из своей «почётной отставки»
20 февраля 2019 г. на просторах российского Интернета разразился очередной скандал: центральные СМИ (без ссылок на СМИ Приморья, которые первыми подняли эту тему), рассказали о факте самосуда в одной из школ Большого Камня. Развернувшая там драма – типичный пример того, что за фасадом мнимого благополучия многократно реформированных российских школ бушуют шекспировские страсти.
А случилось вот что: днём ранее в школу ворвались разъярённые родители школьников и отловили местного пятиклассника. Без лишних слов парня затащили в туалет, и на глазах многочисленных зрителей окунули головой в унитаз. Нет, не хулиганства ради. В борьбе за справедливость. Когда приехала оперативно вызванная администрацией школы полиция, Росгвардия и прокуратура, выяснилось, на протяжении нескольких месяцев этот пятиклассник буквально не давал прохода другим ученикам: носил с собой в школу нож, лез в драки, нападал, портил вещи. И когда он это всё проделывал – полицию оперативно никто не вызывал: ни педколлектив, ни руководство школы. Обращения родителей учеников до поры оставались без ответа: с наглецом, имеющим криминальную направленности педагоги и руководители школы, наверное, ничего не смогли сделать. Не смогли? Или не захотели? Каждый раз находились причины, согласно которым на агрессивного подростка не могли найти управу.
И управа нашлась сама. В лице разгневанных родителей, которым стало известно, что пятиклассник избил очередную жертву – девочку. В итоге девочка оказалась в больнице с подозрением на разрыв селезёнке. И вот тут сработал фактор, хорошо показанный в фильме «Ворошиловский стрелок»: «Если закон не работает – я сам стану законом!». Результат вы знаете: агрессивный пятиклассник оказался головой в унитазе. После такого его авторитет точно оказался «ниже плинтуса», если этот авторитет у парня вообще был…
И тут, конечно, возникла ситуация «о двух концах». С одной стороны, — не с руки взрослым людям на глазах у других детей учинять самосуд прямо в школе. В конце концов, за это можно поплатиться судимостью. С другой стороны: ну, если не актуальны сегодня ни социальные педагоги, ни другие «воспитатели» в школах, если учителя «не видят» малолетку с ножом прямо в школе, а, если и видят, то мер не принимают – приходится брать правосудие в свои руки. Пусть даже это и незаконно. Так называемые «ПНД» – подразделения по делам несовершеннолетних, существующие почти сотню лет в системе МВД, в этой ситуации тоже выглядят не лучшим образом: неужели до самосуда не было «сигналов»? Ведь «выбитая» селезёнка – это очень серьёзный повод для проверки: как со стороны МВД, так и со стороны Следкома с прокуратурой. Забытая было история с «керченским стрелком» вновь «взбодрит» российские школы благодаря самосуду из Приморья: насилие в школе никуда не делось, его просто нужно вовремя распознавать. Нисколько не защищая методы борьбы с малолеткой, который всю школу «держал на кулаке», хотелось бы спросить нынешних директоров школ: а вы знаете, что происходит у вас в образовательных учреждениях? Ведь у родителей, по сути, не осталось методов оперативного решения конфликта: вот и решили, как смогли. Теперь, наверняка, окажутся под следствием – за самоуправство или за хулиганство. Дело-то резонансное. Как говорится, «Следком, Ваш выход!»
Александр Огневский, руководитель Центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог»:
— В середине 19 века в Соединённых Штатах Америки возникла массовая традиция совершения самосудов, которые, как правило, заканчивались смертью одного или нескольких человек, которых толпа обвиняла в преступлении. Это действие получило название «суд Линча». Чаще всего это происходило в южных штатах. «Суд Линча» стал ответной мерой и, фактически, «альтернативным правосудием»: его участники полностью копировали настоящий суд – подсудимого могли даже предоставить «адвоката», а в процесс принимал участие, как правило, ещё «прокурор» и «судья». «Линчеватели» действовали почти сотню лет. Каждый раз их активизация происходила тогда, когда суды выносили решения или приговоры, с которыми общество было совсем не согласно. То есть, «судья Линч» то уходил в «почётную отставку», то возвращался из неё – по мере запросов общества. Но каждый выход «судьи Линча» из своей отставки – это показатель того, что официальные институты (власти, полиция и т.п.) не работают. Или работают, но не так, как нужно обществу. Здесь, в Большом Камне, возникла классическая ситуация того, как власти (и школьная администрация, и правоохранители) не смогли увидеть и распознать опасное социальное явление. До «суда Линча», слава Богу, дело не дошло, но сам факт самосуда прямо в школе – это повод не только проверить компетентность руководства школы и педагогов, но и, наверное, что-то поменять в системе профилактики насилия в школе.
То, что мы видим в Большом Камне, — это очень тревожный звонок. У общества есть запрос – наказать школьного хулигана. Но сейчас накажут тех родителей, которые его окунули головой в унитаз. А сам пятиклассник получит статус потерпевшего – и станет вообще неуязвимым для любого воспитательного воздействия…
Оставить комментарий