Господдержка лесопромышленного комплекса ДВФО придаст новый импульс экономике региона
Помимо новых вопросов, не решены многие застарелые проблемы
Лесопромышленники направили в правительство масштабный список предложений по мерам поддержки лесной отрасли. Среди основных проблем ЛПК — логистика, недоступность импортной техники, а также сложности с привлечением финансирования и обслуживания долгов. Участники рынка отмечают, что сейчас лесники пытаются решить не только проблемы, связанные с санкциями, но и многолетние вопросы.
Как сообщает «Коммерсант», президенты организаций «Деловая Россия» и «Опора России» Павел Титов и Александр Калинин направили письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко с перечнем рисков, стоящих перед лесопромышленным комплексом, и вариантами мер поддержки. Наибольшее беспокойство вызывают вопросы сохранения работоспособности производств и их оснащения, переориентации продаж, выработки новых логистических маршрутов и поиска новых рынков сбыта.
В документе указывается, что с существенными логистическими проблемами столкнулись производители топливных гранул, затраты на транспортировку которых или соизмеримы с ценой товара в порту или выше нее. Например, погрузка в порту Владивостока обходится в $148 на тонну при цене тонны в порту в $132. Для сохранения производства пеллет в России предлагается субсидировать затраты на их транспортировку через Владивосток, создать необходимую портовую инфраструктуру в ДФО, а также стимулировать спрос на топливные гранулы внутри России.
Авторы письма также указывают на риски потери рынков сбыта пиломатериалов с высокой добавленной стоимостью за рубежом. Для их избежания предлагается ввести кредитование по ставке не более 10% годовых на переориентацию производств на внутренний рынок и пополнение оборотных средств и освободить экспортно-ориентированные компании ЛПК от налога на прибыль не менее, чем на год. Также для переориентации сбыта на рынок КНР предлагается отменить пошлину на экспорт пиломатериалов с естественной влажностью.
Еще один важный вопрос, стоящий перед отраслью, — поставки техники и запчастей европейских марок. Их трафик через третьи страны, полагает он, нужно организовывать на правительственном уровне, также следует системно подойти к организации производства в России аналогов пусть не всей техники, но хотя бы запчастей.
В письме указывается, что из-за запрета на поставку лесоперерабатывающего оборудования из ЕС и США компании не могут выполнить обязательства по созданию новых лесоперерабатывающих мощностей в рамках приоритетных инвестпроектов.
Авторы документа просят разрешить участникам приоритетных инвестпроектов перерабатывать заготовленную древесину на мощностях сторонних предприятий до ввода в эксплуатацию собственных, продлить инвестпроекты минимум на два года и ввести на этот срок мораторий на расторжение договоров аренды лесных участков и исключение арендатора из перечня приоритетных инвестпроектов.
Кроме того, предприниматели указывают и на проблемы, связанные с требованием продавать не менее 80% валютной выручки: так как банки проводят операцию по своему курсу, компании теряют более 30% выручки, подлежащей обязательной продаже. В связи с этим предлагается продавать экспортные доходы по биржевому курсу либо курсу ЦБ. Также в письме отмечается, что из-за резкого повышения ключевой ставки стоимость финансирования становится неподъёмной с учетом, что рентабельность предприятий ЛПК в РФ не выше 16%, а доступа к «длинным» деньгам с низкими ставками нет. Организации просят ввести мораторий на повышение ставки по кредитам, взятым до 28 февраля, субсидировать кредиты по низкой ставке и ввести кредитные каникулы для экспортно-ориентированных предприятий ЛПК на полгода.
Как считают эксперты некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов», сегодня льготы для лесного комплекса весьма актуальны для приморской экономики, в структуре которой добыча и переработка леса традиционно занимает существенные позиции. При этом важное значение имеет содействие экспорту непосредственно из региона.
«Обозначенная проблема с портовой логистикой непосредственно для региональной экономики не так существенна, поскольку экспорт отсюда идет в основном наземными путями, сегодня преимущественно по железной дороге в Китай. Другое дело, что для местных экспортров важна либерализация условий вывоза – это отмена или существенное снижение пошлины на пиломатериалы с естественной влажностью и лес с невысокой степенью обработки. Важны и меры поддержки для развития в регионе переработки, хотя это и гораздо более «долгая» во времени история. Мы считаем, что для нашего региона достаточно актуальны все обсуждаемые меры, но в первую очередь нужно уделить внимание экспортным вопросам, поскольку именно здесь можно с меньшими усилиями добиться более быстрой отдачи для экономики, тем более что основной экспортер приморского леса — это Китай, который к санкциям явно не присоединится и будет поддерживать Россию как стратегический партнёр…» — отметил председатель «Лиги финансовых институтов» Александр Огневский.
Оставить комментарий