«Готовьте кошелёк»: «индивидуализация» полисов ОСАГО всё равно приведёт к их подорожанию
Что ждёт лихачей и примерных водителей после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО?
В России вступило в силу указание Центробанка о расширении коридора цен на полисы ОСАГО. Теперь страховщики смогут подбирать автолюбителям более персонализированный тариф. По новым правилам при определении стоимости полиса для каждого водителя могут учитывать дополнительные личностные факторы: семейное положение, наличие детей и другие. А базовые ставки теперь будут находиться в диапазоне от 2471 до 5436 рублей. Так повысился тариф (как утверждают некоторые эксперты) в среднем на 17% или нет, мы спросили Александра Ивашкина, Председателя НП «Лига финансовых институтов», члена Общественного совета при УМВД по Приморскому краю (Владивосток):
— Указание Банка России, расширяющее тарифный коридор ОСАГО, вступило в силу в России с субботы. Согласно документу, теперь для легковых автомобилей физических лиц диапазон базовых ставок расширится на 10% вверх и вниз. Таким образом, для автомобилей физлиц он будет находиться в диапазоне 2 471 — 5 436 рублей.
По легковым автомобилям юридических лиц тарифный коридор расширится на 20% вверх и вниз. Для грузовых автомобилей расширение границ коридора по ОСАГО предусмотрено на 20% вверх. Для такси границы коридора будут расширены на 30% и вверх, и вниз. Для автобусов, трамваев и троллейбусов тарифы расширятся на 5% вниз.
По идее, разрешено индивидуализировать стоимость в зависимости от поведения конкретного водителя на дороге. Теперь за проезд на красный свет, выезд на «встречку», превышение скорости более чем на 60 км/ч, пьяное вождение, оставление места ДТП, причинение ущерба здоровью участникам ДТП цена страховки увеличится. А для законопослушных водителей компании вроде как имеют теперь право снижать ее стоимость.
И хотя изменения в тарифах ОСАГО вступили с 5 сентября, но по факту произошло это событие с нынешнего понедельника с 7 сентября. По сути за 4 дня не имея статистики или массива отчетности страховщиков нельзя с точностью определить среднее подорожание ОСАГО не только по Приморью, но и по стране. Разумеется, введение индивидуального расчета тарифов на ОСАГО, когда аккуратность водителя влияет на стоимость полиса, приведет к росту цен для отдельных сегментов автомобилистов. Ведь изменилась базовая ставка, а там от 10 до 15 критериев. Также выделяются иные факторы, которые страховые компании будут определять самостоятельно. При этом страховщикам строго запрещено использовать при расчете тарифа ОСАГО любые дискриминирующие человека факторы, в том числе связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью, должностным положением, вероисповеданием и отношением к религии.
Также по новым правилам при определении стоимости полиса для каждого водителя могут учитывать дополнительные личностные факторы: семейное положение, наличие детей и другие. В частности, коэффициент территории (КТ) ОСАГО (это одна из базовых переменных, которая используется в базе РСА) по Владивостоку стал ниже -1,36,вместо 1,4 . Хотя КВС (коэффициент возраста и стажа) немного поднялся, есть пример с 1,87 до 1,93 .
Вот что касается «новичков», то, по моим расчётам, тариф в Приморье повысится кратно увеличения верхней планки коридора — с 4942 рублей до 5436 рубля, т.е буквально на 10%. И хотя начинающие водители самые «сконцентрированные» и внимательные, из-за отсутствия стажа стоимость полисов для них установлена самая высокая.
Для Ваших читателей дам дельный совет — куда обращаться клиенту за полисом ОСАГО? Сразу же не рекомендую покупать полисы у сомнительных лиц, которые не выдадут чек от страховой и ещё за свои услуги возьмут тысячу-две, опять же без чека и договора на консультационные услуги. Поэтому, обращайтесь к официальным продавцам – в офисы страховых компаний или агентам/брокерам, имеющим прямые агентские договоры со страховщиками, так как многие страховые компании рассчитывают базовый тариф, основываясь на 10-15 критериях конкретного страхователя, обращение клиента в разные компании в поиске оптимальной цены может занять много времени. В то же время брокеры, сотрудничающие официально с несколькими страховщиками, предлагают клиенту несколько вариантов страхования, что, несомненно, выгодно клиенту.
Также замечу, во Владивостоке просто невозможно порой не нарушать правила. И виной этому не только неправильная организация дорожного движения, отсутствие оборудованных паркингов, выбоины и открытые люки на дорогах, отсутствие разметки по ГОСТу, но и порой игнорирование отдельных автолюбителей некоторых правил вождения автомобилей. Это, прежде всего, разговор по телефону параллельно с управлением машины. Телефон и по закону, и по уму за рулём транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом переключения передач.
Кстати, международные исследования и статистка показывают, что именно мобильник причина многих прочих нарушений ПДД. Оживленная дистанционная беседа отвлекает от дороги, дезориентирует, заставляя чаще ошибаться и снижает реакцию на меняющуюся дорожную обстановку. Ко всему прочему, автомобилисты не могут предсказывать степень воздействия, получаемой по телефону информации. Сообщения о болезни или смерти родственников, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях, полученные в ходе движения транспортного средства, могут на время заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.
Поэтому ты либо будешь порой неосознанно (или осознанно с телефоном в руке) нарушать ПДД или нет, ну, а тарифы тебя будут вс` равно догонять , на радость страховщиков! Могу точно уверить автомобилистов, что цель страховой компании — заработать и именно поэтому введено дифференцирование подсчёта тарифа. А то, что тариф может понизиться при индивидуальном подсчёте, — это рассчитано на очень маленькое количество водителей.
Вернуться к теме подорожания (или удешевления) ОСАГО, как я и говорил в начале статьи, лучше всего, имея отчётность четвёртого квартала 2020 года. Это будет уже корректно. Но сейчас….сейчас моя профессиональная интуиция подсказывает, что эта «индивидуализация» тарифа «на круг» выйдет, как и все предыдущие усовершенствования РСА — готовьте автолюбители кошелёк, а лучше будьте чрезвычайно внимательны на дороге!
Владивосток
10 сентября 2020 года
Оставить комментарий