Хоть бы Золотая Рыбка из сказки помогла…

30.Июл.2021

Удастся ли вновь открыть китайский рынок для российских морепродуктов?

Ситуация, сложившаяся в результате закрытия для российских рыбопромышленников китайского рыбного рынка, рассмотрена в одной из недавних публикаций «Коммерсанта». Прекращение доступа добытого рыбаками из России минтая грозит им «падением выручки на 8%, а дальневосточным компаниям – на 27%». В связи с такими перспективами Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) обратилась в Правительство РФ с просьбой о проведении новых переговоров с КНР – с тем, чтобы устранить препятствия и «согласовать временный порядок ввоза рыбной продукции». Острота ситуации усугубилась в связи с началом лососёвой путины: если поставки в Китай не возобновятся, велика вероятность потерь рыбопромышленных компаний – до $350 млн.

По данным «Коммерсанта», ещё в начале июля т.г. президент ВАРПЭ Герман Зверев направил министру экономического развития Максиму Решетникову письмо, в котором (помимо обозначенных выше потерь) сделан прогноз и о том, что «в бюджетные и социальные фонды не поступит около 13,1 млрд руб.» Итоги 2020 года таковы, что «общая выручка компаний отрасли составила 695 млрд руб. при долге в 132 млрд руб.».

Обращение ВАРПЭ в Минэкономики с просьбой о проведении консультаций с Министерством коммерции КНР вполне понятно: на долю Китая (по итогам 2020 года) «приходилось 16% совокупной отраслевой выручки» российских рыбопромышленников. Однако введение карантинных мер в портах китайской стороной (их связывают с «обнаружением следов COVID-19 на упаковке рыбной продукции из РФ») ситуация резко и неблагоприятно для российской стороны изменилась. В публикации отмечено, что «по таможенным данным, с января по апрель 2021 года объём поставок рыбы в КНР год к году сократился на 83,2%, до 77 тыс. тонн. В деньгах экспорт снизился на 60,14%, до $264,1 млн». В первое время после такого демарша часть поставок была переориентирована на порты Кореи. Но, как оказалось, ненадолго: приём российской рыбы прекратился в мае т.г. и там.

Такие перемены отразились и на промысле. По приведённым в публикации данным президента Ассоциации добытчиков минтая Алексея Буглака, по состоянию на 27 июля было добыто всего 1,18 млн тонн минтая (это на 12% ниже прошлого года).

По информации источника на рынке, «Коммерсантъ» особое внимание уделил решению «китайского вопроса» в связи с начавшейся летом лососёвой путины. Прогноз на 2021 год таков: «общий вылов тихоокеанских лососей должен достичь 459 тыс. тонн». Для сравнения: в минувшем году было добыто 299,2 тыс. тонн, практически треть от этого объёма (около 100 тыс. тонн) отправлено на экспорт в КНР. Если в этом году рыбный рынок Китая так и останется закрытым для российских рыбопромышленников, то они «могут потерять $300–350 млн».

В публикации приведена точка зрения первого заместителя генерального директора гендиректора Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка: Савелий Карпухин полагает, что «долгосрочной стратегией отрасли должно стать развитие глубокой переработки на территории страны, что обеспечит российским рыбопромышленникам независимость от переработки в других странах. Приоритет должен быть отдан морской переработке, которая позволяет получить продукцию высокой стоимости при низких издержках».

Созвучна с приведённой ранее и позиция президента Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексея Осинцева. По его расчётам, переход на морскую переработку может привести к росту годовой экспортной выручки отрасли на $1 млрд.

Как подчеркнул «Коммерсантъ», Росрыболовство нацелено на открытие новых рынков и на повышение продаж минтая внутри страны. Для этого рыбу предполагается в бóльших масштабах закупать для нужд МВД, Минобороны, ФСИН, а также Росрезерва. Одной из мер (достаточно чрезвычайных, можно заметить) стало распространение субсидирования перевозки железнодорожным транспортом на поставки минтая с Дальнего Востока в Центральную Россию.

На одно весьма примечательное обстоятельство обратил внимание замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников. Он не без основания отметил, что «субсидии лишь частично снизят стоимость поставок, а на Камчатке, к примеру, вообще нет железных дорог. В среднесрочной перспективе нужно улучшать логистику, создавать новые мощности для хранения и переработки ближе к рынкам сбыта».

На этом фоне весьма интересное заверение поступило от Минэкономики – о том, что «что вопрос поставок продукции рыбного промысла в КНР планируется включить в повестку дня пятого раунда консультаций по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торгово-экономической и инвестиционной сферах и 24-го заседания Российско-Китайской подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, запланированных до конца года».

Как представляется, утопающий хватается и за соломинку, чтобы удержаться на плаву. Насколько озвученные чиновниками планы окажутся осуществимыми – покажет время. Одно очевидно: уповать на некую Золотую Рыбку из известной сказки смысла немного. Ибо, если предпринимаемые меры не окажутся в должной мере действенными, добываемая рыба по цене окажется действительно «золотой».


Оставить комментарий


Комментарии(0)