«Инвестировать в искусство выгоднее, чем в корпоративный сектор», — Востокгосплан представит результаты исследования

11.Авг.2024

Годовая доходность инвестиций в арт в мире на 2% превышает доходность вложений в традиционные активы фондового рынка — инвесторы готовы платить за смыслы. Такой факт приводят аналитики ФАНУ «Востокгосплан», изучив вклад креативных индустрий в мировую экономику

Креативная экономика или креативные индустрии – явление особое: здесь монетизируются образы и ценности. На форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» в Хабаровске Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») представит исследование «Арт-индустрии Дальнего Востока». Аналитики изучили международные тренды и провели интервью с дальневосточными креативщиками. В живом опросе участвовали 42 человека — арт-мастера, представители бизнеса, а также органов государственной власти.

Изюминка исследования: данные и выводы основаны на интервью с экспертами в мире искусства, мастерами — в том числе получившими мировое признание.

«Арт – ёмкое и глубокое слово. Именно художественное направление — концептуальная основа развития большинства креативных индустрий. Между тем вклад арт-индустрий в креативную экономику у нас пока недооценен. Например, Китай в прошлом году обеспечил 19 процентов объема продаж в стоимостном выражении на мировом арт-рынке. Доля России — 0,04 процента», — объясняет директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

«В сегодняшнем мире две вещи обеспечивают максимальную прибыль — это все, что имеет приставку IT, и все, что имеет приставку ART», — считает член Союза художников России, ювелир, автор нескольких запатентованных технологий Виктор Моисейкин.

И хотя креативные индустрии, например, IT-бизнес, общество уже воспринимает как полноценные отрасли экономики, то живопись, графика, скульптура, фотоискусство и т.д. многим и сегодня кажутся категориями, далеких от прибыли. Тем не менее доходность арт-индустрии вне всяких сомнений.

Петр Самойленко, кандидат политических наук, доцент Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, эксперт Российского общества политологов:


-Развитие сектора креативных индустрий является действительно трендом современных экономик, которые активно развивают такие отрасли как экономика услуг, высокотехнологичные производства, IT и другие направления, связанные с созданием смыслов, формированием рекреации для клиентов, созданием принципиально новых товаров и услуг высокотехнологичного и творческого характера.
На сегодняшний день многие передовые мировые экономики, и речь идет прежде всего о быстроразвивающихся и показывающих активный статистический рост валового национального продукта (ВРП) странах – к примеру, это Объединенные арабские эмираты, Саудовская Аравия, Республика Корея, Китай, Мексика, Вьетнам, и ряд других из самых разных регионов мира – постоянно наращивают долю креативных индустрий в структуре своего хозяйства, создают преференции для бизнеса и инвесторов, которые берутся развивать такие стартапы и проекты. Мало того – они не просто добиваются конкуренции этого нового сектора с традиционными отраслями – прежде всего промышленностью и сельским хозяйством, — но и превращают такой бизнес в ресурс повышения инвестиционной привлекательности экономики, роста въездного туристического потока, формирования известности как всего государства, так и его регионов и больших городов. Если мы возьмем крупные мегаполисы в таких странах, то увидим, что они являются локациями высокой концентрации как раз быстроразвивающихся креативных индустрий. Из территориально близких нам примеров – Сеул и Шанхай, которые сегодня во многом связаны не только и не столько с промышленностью и логистикой, но и с туризмом, высокими технологиями, модой и так далее. Поэтому в современных условиях российский Дальний Восток имеет хороший потенциал для развития такого сектора в структуре экономики, при этом ведущую роль должны играть Приморский край и Владивосток, хотя, безусловно, практически каждый регион имеет возможности для развития секторов ART и IT.
Учитывая, что Дальний Восток в настоящее время занимает передовые позиции в качестве части страны, которая не просто интегрируется в Азиатско-тихоокеанский регион, но и является точкой опережающего экономического развития в рамках политики «Разворота на Восток», то и развитие экономики креативных индустрий должно стать безусловным приоритетом.
Главные выгоды, которые может получить от этого регион, можно определить следующим образом.
Во-первых, это большое количество новых высокооплачиваемых рабочих мест, включая формирование таковых в различных сопредельных секторах экономики, прежде всего в сфере материального производства и логистики.
Во-вторых, это будет положительно влиять на привлечение внимания к региону в АТР, формированию позитивного и узнаваемого бренда территории, развитию локаций постоянного туристического визитинга.
В-третьих, индустрия креативных технологий – это отрасль экономики, имеющая огромный потенциал роста, который практически неисчерпаем. Спрос на услуги и товары, производимые в таких секторах – устойчив и постоянно растет, при этом все понимают, что в ближайшие годы будут открываться еще большие возможности.
Ключевые направления развития креативных индустрий для Дальнего Востока России сегодня – это медиа, IT, технологии виртуальной и дополненной реальности (AR и VR), развитие туристических локаций, моды и дизайна, популяризация имеющегося уникального природного потенциала и объектов исторического, архитектурного и культурного наследия с использованием современных технологий. Безусловно, необходимы и составляющие из сферы культуры, которые традиционно сильны для нашего региона, но не всегда ассоциируются с высокими технологиями – это изобразительное искусство, архитектура и монументальное искусство, Большие перспективы у таких, казалось бы, далеких от культуры, искусства и дизайна направлений как дальневосточная кухня и товары из дикоросов и морепродуктов.
На основе креативных индустрий сегодня есть возможность создавать так называемый «витринный бизнес» — известные региональные компании и бренды, которые пользовались бы международной популярностью и повышали бы узнаваемость региона в странах как минимум Тихоокеанской Азии, а в перспективе – и в мире в целом.
К примеру, возьмём Владивосток. Потенциально – это классический центр креативных индустрий, поскольку здесь огромное количество вузов и колледжей, институтов академии наук, учреждений культуры, уникальных памятников. Здесь высок процент интеллигенции и творческих людей, это самый крупный город федерального округа и его административный и экономический центр. Но в качестве центра цифровых технологий, моды, дизайна и медиа-коммуникаций столица Дальневосточного федерального округа пока, увы, не воспринимается. Как военный форпост, как город моряков и рыбаков, как крупный транспортно-логистический центр, как образовательный центр – да. А вот как центр креативных производств и сервисов, которые тут есть и развиваются – пока нет. Поэтому необходимо предпринимать усилия для развития региона и крупных точек экономического роста – прежде всего его крупнейших городов — именно в привязке к креативным и высокотехнологичным секторам экономики. Думаю, что как минимум Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Петропавловск-Камчатский – это те самые «опорные точки». Остается соединить усилия власти, бизнеса, науки, искусства и других участников, без которых развитие такой важнейшей составляющей невозможно…

Александр Огневский, заместитель председателя приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:


— Конечно же, креативные индустрии — это очень важно, сегодня и в Приморье, и на всём Дальнем Востоке об этом много говорят. Наверное, действительно, перспективы рост у этого рынка имеются. Но тут нужно всегда иметь в виду, что на развитие региональной экономики существенно влияет демография. Пока мы видим неутешительные результаты демографии — население продолжает покидать ДВФО и пока этот процесс остановить не удалось. Самое страшное, что уезжает молодёжь — самый главный производитель и потребитель креативных индустрий. Кроме того, нужно понимать, о чём идёт речь: если мы производим штучный товар, то он всегда будет дорогим и едва ли он будет конкурентен для иностранных брендов. Сегодня, если говорить про моду и поп-культуру — нам нужен масс-маркет, то есть, выход на большие рынки сбыта. А для этого местные производители креативных товаров должны получать мощную финансовую поддержку, а не производить всё за свои деньги.

Источник: АО КРДВ


Оставить комментарий


Комментарии(0)