«Китайская грамота» для российского бизнеса
Ведение деловых отношений между соседствующими странами требует не только знаний и навыков
История, условно говоря, российско-китайских отношений насчитывает никак не меньше 400 лет. Условность такого определения вытекает из многих факторов, в том числе – и того, что, собственно говоря, на начальный момент не существовало таких государств, как Россия и Китай в современном понимании этих национально-географических объектов. Да и, вообще, многое в ту пору (в конце XVI – начале XVII века) многое выглядело и воспринималось совершенно иначе, чем в наши дни. Между тем, это замечание представляется далеко не малозначительным, на что и обратила внимание представитель организации «ОПОРА РОССИИ» В Китае, основатель торгово-логистической компании InterBiz Илона Горшенева-Долунц, поделившись с посетителями сайта Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» своими мыслями и наблюдениями. Предложенное на интернет-ресурсе интервью – довольно пространное, поэтому сосредоточим своё внимание на узловых его моментах.
Первый вопрос и первый ответ – о заинтересованности китайского бизнеса «вариантами сотрудничества с россиянами». Причём проявляется этот интерес во многом: и в поставках с российской стороны топливно-энергетических ресурсов, и в создании и развитии транспортной инфраструктуры. Также имеется «большой потенциал для обмена знаниями и опытом» – в таких сферах, как технологии и инновации (областях искусственного интеллекта, информационных технологий и биотехнологий). По замечанию Илоны Горшеневой-Долунц, большой потенциал имеется с точки зрения обменных процессов и у сельского хозяйства, и у промышленности. Вне сомнений – и у туризма, и культурного обмена.
Другое важное обстоятельство – это отличие бизнес-моделей, российской и китайской, что обусловлено «культурными, правовыми и экономическими особенностями». Собеседница интернет-ресурса «ОПОРА РОССИИ» неоднократно в ходе беседы обратилась к концепции гуаньси (взаимоотношений) и уважения к иерархии. Для Китая это очень важно, в России играет менее значимую роль. Это, как можно заметить (вне привязки к интервью) – некий этнокультурный фактор.
Имеет значение понимание и применение локальных законов и нормативных актов, что в большей степени характерно для китайской модели бизнеса, но в меньшей – для российской.
Особое внимание Илона Горшенева-Долунц уделила «технологии» переговорного процесса, да и, вообще, подготовительных мероприятий и процедур, предваряющих заключение соглашений и их исполнение. Умение искать и находить компромиссы, знать характеризующие даже потенциального контрагента данные – это очень важно при выстраивании концепции взаимоотношений с партнёрами из КНР.
Не менее важно понимать психологию, особенности самосознания (менталитета) представителей другой стороны переговорного процесса. Далеко не мелочью является почтительное, вежливое отношение к китайским партнёрам. Уважение к китайской культуре, внимательность и терпеливость, предложение об обмене знаниями и опытом могут позитивно повлиять на ход и результаты переговорного процесса, да и деловых взаимоотношений вообще. В свою очередь, есть и некоторые нехитрые правила, которые позволят исключить или свести к минимуму негатив во взаимоотношениях.
Илона Горшенева-Долунц порекомендовала, как целесообразно вести свою деятельность новичкам, выходящим на рынок Китая. Анализ положения дел на рынке, ориентированности предложений на «культурные предпочтения, традиции и обычаи китайских потребителей», адаптирование продукта к местным условиям, в том числе – к покупательскому спросу, – всё это жизненно важно.
Злободневным является вопрос об обеспечении защиты интеллектуальных прав на продукт в Китае. Как, впрочем, и об учёте изменений в законодательстве вообще.
По словам собеседницы сайта «ОПОРА РОССИИ», «…в китайском бизнесе обычно важнее профессионализм и деловые качества партнёра, нежели его национальность». Традиционная ориентация деловых людей на контакты с представителями мужского пола и солидного возраста постепенно меняется.
Предложенный вниманию читателей текст предваряет введение образовательного курса по ведению бизнеса с Китаем. Подготовке этого курса предшествовало многолетнее накопление опыта, наблюдений. При его продвижении стоит ожидать большого внимания вопросам электронной коммерции, логистики, банковской системе КНР. Данный курс ориентирован на весьма обширную аудиторию – не только новичков, но и тех, кто уже имеет опыт международной бизнес-деятельности.
Поскольку анализируемое интервью опубликовано накануне отъезда в третью бизнес-миссию «ОПОРЫ РОССИИ» в КНР, то оно имеет целью расширению контактов и взаимодействия между деловыми кругами наших стран. Как заметила Илона Горшенева-Долунц, «…Китай – это крупнейший торговый партнёр России, который может предоставить российскому бизнесу огромные возможности для развития». И в этом плане интересно и перспективно не только ознакомление с некой общей ситуацией, но точечное взаимодействие, позволяющее учесть возможности и запросы конкретных бизнес-субъектов.
Взаимоотношения между «ОПОРОЙ РОССИИ» и китайским бизнесом многогранны, да и охватывают разные территории. Стоит подчеркнуть, что у организации имеется в соседней стране 7 представительств, которые объединяют бизнесменов с богатым опытом международной деятельности.
И, вне сомнений, подспорьем (особенно – для начинающих) может оказаться и литература, раскрывающая особенности китайской этнопсихологии, да и другие аспекты жизнедеятельности.
…От себя к сказанному (большей частью – пересказанному) можем добавить: в своё время в русском языке выражение «китайская грамота» означала что-то трудно понимаемое и воспринимаемое, да и малоприменимое на практике. В сегодняшнем же значении оно всё больше приобретает иной смысл: так может быть обозначено то, что необходимо знать и применять – в интересах и во благо народов, населяющих наши страны, Россию и Китай.
Источник: www.OPORA.RU
Оставить комментарий