Кому выгодно, что Приморье стало «токсичным» в плане ОСАГО?

02.Дек.2021

Страхование обязательной автогражданской ответственности всё больше превращается в «оброк» для граждан

Наш собеседник — член межведомственного совета по защите прав потребителей Приморского края, советник председателя НП «Лига финансовых институтов», руководитель «Центра финансового анализа и прогнозирования» Александр Ивашкин (Владивосток) .

-На протяжение последних 2-3 лет страховщики рассматривают свою работу по ОСАГО на Дальнем Востоке и юге России как «проблемную», чем вызвано их беспокойство?

— Такой же оценки придерживается и Центральный банк России, который в своем недавнем ежеквартальном мониторинге недобросовестных действий в ОСАГО на 01.07.21(http://www.cbr.ru/collection/collection/file/35574/monitoring_osago_2021-8.pdf )  указал на «красные» (у страховщиков этот термин звучит «токсичные») зоны ДФО, куда ,по оценке ЦБ РФ,  вошел Приморский край  и на грани к такой зоне (с негативными тенденциями по ОСАГО) могут оказаться республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. При этом в представленном «Мониторинге региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО на 01.07.2021» скользящий коэффициент выплат для ДФО обозначен цифрой -87,4%, выше только у Северо-Кавказского ФО -116,5%.

Вместе с тем, если взять официальную статистику (данные с главного аналитического сайта профессиональных участников страхового рынка Росси ( www.insur-info.ru) коэффициент выплат по ОСАГО (накопительный итог 2021 года) за 6 месяцев выглядел следующим образом:

-Еврейская АО — 132.20 %;

— Хабаровский край -79.87%;

— Приморье- 79.44%;

-Забайкальский край -77.73%;

— Сахалинская область -73.81%;

— Магаданская область -71.03%;

-Амурская область -62.69%;

-Камчатский край -60.33%;

— Республика Саха (Якутия) — 59.42%;

—  Чукотский АО-50.33%.

То есть показатели первой пятерки (Еврейская АО, Хабаровский край, Приморье, Забайкальский край, Сахалинская область) этого списка «утяжелили» статистику всего региона до приведённой выше цифры -87,4%.. Но даже в этом случае — убыточности работы страховщиков по всему региону нет, и она не зашкаливает отметку 100%! Но зато, обозначив регион в «красной» зоне, РСА и страховщики, при безмолвном согласии ЦБ, вводят максимальные значения коридора тарифов по ОСАГО для автовладельцев региона. Что привело в среднем «на круг» к двузначным цифрам роста по процентам тарифов ОСАГО по сравнению с прошлым годом.

Примечание: коэффициент выплат (убыточность) или уровень выплат- процентное отношение всех выплаченных возмещений ко всем подписанным страховым премиям в определенном интервале времени, при этом наличие убыточности у страховой компании совсем не обязательно означает то, что она получает убытки.

-Какой вывод?

— В моем представлении любая многолетняя тенденция роста «токсичности» того или иного региона требует принятия страховым бизнесом активных контрмер. Вы заметили, что законодатель практически каждый год пытается предоставить страховщикам все новые и новые правовые механизмы для борьбы с недобросовестным страхователями. При этом закон об ОСАГО является одним из лидеров по вносимым ежегодным поправкам. Но даже в этих условиях деятельность страховщиков оставляет много вопросов, а лучшей пилюлей для сохранения (спасения?)  своего бизнеса (читай благополучия) они считают ежегодное повышение тарифов не только в «токсичных» регионах, но и в целом по стране. Ведь ежегодно, как «по часам» нас ждет повышение тарифов ОСАГО уже с Нового года. Причины? — страховщики их найдут и нам объяснят!

Приморье остается одним из лидеров по «токсичности» ОСАГО на протяжении ряда лет.

— Первоочередная задача страховщиков, работающих в Приморском крае, самом автомобилизированном регионе России (1,2 млн единиц зарегистрированных автотранспортных средств на 1,9 млн. жителей края)   – это обеспечение себя  качественной судебной защитой, позволяющей создавать судебные прецеденты, пресекающие конвертирование любых мошеннических схем в миллионные судебные убытки для своего бизнеса. Выходит, что правовые механизмы ОСАГО в ДФО (читаем -Приморье) и в Северо-Кавказском ФО не «вживляются» в ходе правоприменительной практики и отправления правосудия, коль есть такая заметная стабильность по «красным» регионам на протяжении длительного времени.  И дело вовсе не в скрытой латентной преступности по линии ОСАГО и высокой профессиональной подготовке региональных автоюристов и адвокатов, защищающих в судах права автолюбителей. А в чём-то другом.  Почему, например,  одно из самых богатых и мощных законодательных лобби страховщиков на основании многолетних судебных прецедентов до сих пор не сделали «неудобными» для мошенников и различного рода махинаторов весь ДФО и Приморский край в частности? Или махинаторы «от ОСАГО», которые постоянно ищут бреши в «незащищенной» законодательной сфере страхового бизнеса ОСАГО оказались «круче» дипломированных столичных юристов?

-Действительно, почему?

— В конечном итоге расплачиваются за эту т.н. «токсичность» обычные автовладельцы и не только высоким тарифом, но и невозможностью купить полис ОСАГО. По нашей экспертной оценке, одна треть автобусного парка Владивостока ездит без ОСАГО, половина такси и четверть автолюбителей уже сейчас не смогли оформить полиса ОСАГО даже через Е-Гарант.

Отвечая на ваш вопрос — почему такая ситуация сложилась в Приморье? Скажу, что причиной всему стало отсутствие (может умышленно?) превентивных мер со стороны страховщиков, поскольку, по моему мнению, был нанесен вандальный удар по самой идее ОСАГО, который позволил РСА и страховщикам (с молчаливого согласия Центробанка) сделать обязательное страхование автогражданки обязательным «оброком».

К вопросу противодействия мошенничеству на поле ОСАГО, на мой взгляд, нужно подходить комплексно. Это, прежде всего, правильная и круглосуточная организация контакта страхователей со своими страховщиками, чёткая и грамотная работа экспертов-ситуационщиков по ПДД, назначение трасологических (отпечатки колес машины на дороге, вмятины, потертости, любые пострадавшие детали авто и скрытые дефекты) и иных экспертиз, своевременное рассмотрение убытков и обоснований отказов в выплатах мошенникам. Ведь, по сути, каждый из этих процессов требует детальной проработки и грамотно составленных документов, чтобы подходить к судебному заседанию с обоснованной и сильной позицией, а не просто в 2 или 3 раза занижать выплаты страхователям по ДТП. Тогда и будет толк. Ну, а на сегодняшний день страховщики, имея мощное экономическое преимущество своих компаний, тысячи юристов в штате не смогли обратить своей юридической работой процессуальные результаты в собственную пользу. Это нонсенс, и думаю Ваш читатель со мной согласиться.

-Есть ли на Ваш взгляд еще причины неблагоприятной тенденции по ОСАГО в ДФО?

— По нашим наблюдениям, в целом за 10 месяцев текущего года в ДФО по сравнению с 10 месяцами 2020 года на 28-32% выросла стоимость запчастей для автомобилей импортного производства. Это вызвало увеличение расходов выплат по ОСАГО особенно в сегменте автомобилей с правым расположением руля. Кстати, и российские производители тоже не остались в стороне, аргументируя инфляцией, подняли цены (пока до 10 %) на отечественные детали.

Вторая «неприятность» больно задела страховщиков, ведущих свой страховой бизнес в ДФО. По их мнению, введение расширенного европротокола фактически освободило мошенников от расходов на оформление справок ГИБДД для инсценированных ДТП. Ну, а кто как не сами страховщики лоббировали те самые поправки?

В заключении нашего интервью, хотел бы предложить страховщикам, намеренным в дальнейшем работать на рынке не только по ОСАГО, но и ДВС (добровольных видов страхования) облегчить жизнь автолюбителей ДФО и не искать причин отказа в оформлении обязательных полисов ОСАГО моим землякам по среднему коридору тарифов. Поскольку в краткосрочной перспективе ожидать резкого улучшения благосостояния граждан на Дальнем Востоке не придется и переходить с 15-20 летних машин (85% автопарка) на эксплуатацию 5-10-леток они не смогут.

Коль пришел в ДФО страховщик из топ-10 — так бери бремя ОСАГО пропорционально доле рынка по высокорентабельным видам страхования и вноси изменения в пользу страхователя своей новой бизнес-моделью ОСАГО. Иначе декларируемое крупными страховщиками на протяжение ряда лет (особенно после отзыва в 2013 году лицензии у приморской СК «Защита-Находка) -очищение, оздоровление, развитие, рост превращаются сейчас в некий фарс и стагнацию ОСАГО в Приморье.

Находится ли само выживание системы ОСАГО в Приморье под угрозой?

-Думаю, что такой угрозы нет, хотя бы потому, что Правительством Приморского края создан достойный прецендент по частичному решению данной проблемы. Так своим недавним Постановлением (№ 755-пп от 26.11.21) Правительство создало межведомственную рабочую группу по вопросам оформления полисов ОСАГО на территории Приморья, и, кроме того, данный вопрос детально будет рассмотрен совместно с Мегарегулятором и основными игроками рынка ОСАГО во втором полугодии 2022 года на заседании «Межведомственного совета по защите прав потребителей Приморского края». Поскольку в настоящее время идет непрерывное нарушение потребительских прав отдельных категорий граждан, активированное страховщиками, захватившими рынки обязательной автогражданки в крае.

Как видите, «подключенные» Правительством края эти две серьезных структуры теоретически способны разрубить «гордиев узел» вокруг ОСАГО, что непременно может привести к облегчению жизни граждан-автовладельцев и выходу Приморья из порочного круга оформления полисов обязательной автогражданки, равно как   и нахождении края в «токсичной» (читай-самой затратной по деньгам) зоне автострахования. Но как выйдет практически? Поживём -увидим.

Владивосток-Хабаровск

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Заноза

Осаго раньше платила 6800 руб вчера оплатила 11 000 руб. На мой вопрос почему так дорого за год стало сказали, что я женщина и возраст это повлияла на цену. Нужна мне эта страховка или не нужна. Но почему так дорого и в три шкуры