«Короткий метр» из Приморья: утекающее время и «камбэк» в «восьмидесятые» — местным режиссёрам есть, что рассказать миру
В эту среду, 30 октября, на базе творческого пространства «Идея» состоялся кинопоказ короткометражных работ Приморских режиссёров. Всё это объединено идеей общего мероприятия под названием «Киносреда». Всего было представлено семь фильмов: «РОКовая встреча» Сергея Миронова, «Трикстер» Марианны Когай, «Пленница» Максима Сапунцова, «Другой мир» Кристины Тихоновой, а также три коротких этюда Антона Соболева. В организации мероприятия очень помогли организация «Комната 404» и площадка «Идея», на которой проходят творческие мероприятия различного формата, от выставок до мастер-классов.
В начале мероприятия нашему корреспонденту удалось пообщаться с одним из режиссёров, Максимом Сапунцовым, основателем киношколы «Академия кино» и преподавателем курса «Кинопроизводства», который ведётся в ДВФУ в качестве программы дополнительного образования.
— Сегодня представлены работы моих учеников. Вот, например, Марианна. Один из лучших наших режиссёров. Фильм «Трикстер» участвовал в очень многих фестивалях, около пятнадцати, и даже выигрывал, в том числе на западе. Эта лента даже покорила Сицилию. Сергей Миронов, режиссёр «РОКовой встречи». Его сегодня не будет, но я представлю его фильм, расскажу о нём, потому что я принимал непосредственное участие в продакшене. А вот Александр – он актёр, снимался в «РОКовой встрече», тоже мой ученик, можете и с ним побеседовать.
— Как давно вы этим занимаетесь?
— С тех пор, как приехал сюда, это примерно 2019 год
— Много у вас учеников?
— Когда как. В целом, сейчас у нас в потоке человек сорок активно работает. А если в общем считать, сколько людей через нашу школу вообще прошли, то там будет человек триста.
— Это программа дополнительного образования? После прохождения курса получают какие-то дипломы?
— Дипломы получают, но нельзя сказать, что это какие-то крутые дипломы. Тут важен не сам диплом, а практические навыки, которые получают ребята сами в ходе обучения.
— Если вкратце, какие навыки вы даёте ученикам?
— Сначала мы в целом изучаем теоретическую базу, потом можно попробовать себя на разных позициях: продюсер, режиссёр, работа со светом и так далее. По желанию, можно попробовать себя в качестве актёра, но это не обязательно. Мы всё-таки учим кинопроизводству, а не актёрскому мастерству.
— А монтажом учите заниматься?
— Монтажом занимаюсь в основном я. Но, если уже имеются какие-то навыки, опыт работы в программах, можно себя в этом попробовать, развить их.
— Вы говорили, что приехали сюда. Вы не местный, получали образование где-то в другом месте?
— Да, я учился в США, специальность – кинопроизводство.
— Вы существуете за счёт самоокупаемости или грантов, конкурсов, премий?
— Работать на самоокупаемости тут очень тяжело, короткий метр практически не приносит прибыли. Это довольно часто убыточная работа, многое делается за свой счёт. Какую-то часть стоимости производства удаётся покрыть за счёт денежных премий. Некоторые премии за счёт грантов и снимаются. Но в основном это дело требует собственных вложений.
Мероприятие проходило в очень интересном формате: сначала, перед показом ленты, режиссёр давал небольшой комментарий, после чего фильм был представлен зрителям, а после окончания просмотра зрители могли поделиться впечатлениями и задать интересующие вопросы.
«РОКовая встреча». Максим Сапунец прокомментировал первую работу так: «Эти фильмы сняты выпускниками нашей киношколы, не в процессе обучения, а уже после него. Люди самостоятельно организовались в съёмочную группу – мы их научили, показали им, как надо делать, а дальше вся работа уже делалась ими самостоятельно по всем правилам и стандартам кинопроизводства. С нового года школа возобновит свою работу – эта часть была временно приостановлена, поскольку много времени уходит на ведение курса «Кинопроизводство» ДВФУ. Сейчас вы увидите фильм «РОКовая встреча». Автор, к сожалению, сегодня прийти не смог. Вообще это четвертый фильм в рамках нашего эксперимента, это такая комедия, которая происходит в двух эпохах – в начале нулевых и в конце восьмидесятых. Интересно было создавать этот проект, потому что мы как раз работали над двумя эпохами. Это требовало большого ресурса, но, тем не менее, что-то из этого получилось».
«РОКовая встреча» — это своеобразная дань уважения музыкальным коллективам, которые так и не стали популярными, но имели небольшой круг фанатов в прошлом. Эта история повествует о ВИА «Болты», которые сначала пользовались известностью в небольших кругах, затем «распались», опустились на социальное дно, но потом, спустя двадцать лет, судьба снова свела четырёх участников творческого коллектива вместе.
«Режиссёр Сергей Миронов — человек такой, творческий, любит всю эту атмосферу, движуху прошлых лет, старые коллективы Владивостока. Он приносил мне этот сценарий ещё давно, но тогда у нас не было ресурсов. Когда ресурсы появились, мы начали снимать. Это был четвёртый фильм нашей студии, съёмки проходили в апреле-мае 2022 года, сняли мы это за три дня. В первый день снимали полностью сцены концерта, второй день снимали сцены в переходе, третий день – в доме олигарха. Это были полноценные съемочные смены, мы по 12 часов работали. Постпродакшн немножко дольше. Ну, смонтировал я быстро, долго делали свет, звук. В первый раз мы фильм показали в мае 2023 года. Точный бюджет сказать не могу, это вопрос, скорее, к режиссёру. Деньги пошли на аренду оборудования, помещений, оплату работы съёмочной группы, организацию питания для актёров массовых сцен, костюмы. Собственно, много… Короткометражки это в любом случае убыточный проект, особенно здесь. Очень многое делается за свои деньги. Но она делается всегда для того, чтобы заявить о себе, потренироваться, команду собрать, найти зрителя. В главной роли, собственно, сам режиссёр, он у меня достаточно часто снимается».
Трикстер». Над вторым фильмом работала режиссёр Марианна Когай. Она говорит о своём фильме так: «Это история достаточно личная. Это художественное видение диссоциативного расстройства. Тут у нас красиво снялся Максим Сапунцов и своей ролью покорил один из достаточно крупных Итальянских фестивалей. Основная тема фильма – это личная история одного моего близкого человека. Как он появился? После окончания киношколы было принято решение поучаствовать в питче. Он был выигран, какую-то часть затрат на производство даже удалось компенсировать. Сумма была получена 40 000 рублей, но ещё столько же ушло на оборудование, подготовку… В основном, конечно, на аренду оборудования. Очень много своих средств было вложено. На съёмки ушла одна смена, может быть, чуть больше двенадцати часов»
«Пленница». Режиссёр третьего фильма – непосредственно Максим Сапунцов. Свой фильм автор комментирует так: ««Пленница» была первым фильмом, сценарий появился примерно в 2020 году, просто так, я его написал, я вообще много пишу. Я предложил это экранизировать, все согласились попробовать – ну да, почему бы и нет. Я вообще не любитель какую-то глубину в кино закладывать. Любители артхауса могут меня, конечно, за это пристрелить, мне всё равно. Я люблю развлекательные фильмы. «Пленница» не несёт себе какого-то глубоко посыла про похищение людей, я просто хотел поместить девушку в экстремальную ситуацию и показать зрителю то шоу, которое я бы сам с удовольствием посмотрел. Бюджет составил 20 000, из которых 13 000 мы потратили чисто на освещение, а оставшиеся 7 000 – на всё остальное».
«Другой мир». Четвёртый фильм представила Кристина Тихонова: «Это моя третья картина. Её я снимала совместно с компанией «Twin Fox». В своих фильмах я стараюсь затрагивать темы добра, любви, принятия. В этом фильме в качестве актёров приняли участие дети с ментальными проблемами, оператором был Дмитрий, у него проблемы со слухом. Мы старались сделать так, чтобы в процессе работы над фильмом обычные дети и дети с особенностями подружились. Это в целом была интересная работа, особенно с детьми работать было интересно. Съёмки заняли один день в «Благом деле» — это заняло довольно много времени, поскольку в съёмках как раз принимали участие дети с особенностями развития, и один день – сцена с девочками на площадке. Мы делали всё при поддержке «Благого дела», нам сшили кукол, предоставили декорации, операторы сами изъявили желание нам помочь. Все очень активно включились в работу, хотя и были некоторые сложности, в том числе технические, особенно – с куклами».
Фильм очень необычно поставлен – часть сцен в нём сделана с помощью кукол. Он рассказывает историю о ребятах, с которыми работает фонд «Благое дело», и о том негативном отношении, с которыми они сталкиваются со стороны некоторых детей.
«Дни недели». «Всё это снято в рамках моего обучения в школе имени Фёдора Бондарчука. Нам задаётся тема, устанавливается дедлайн, а дальше мы снимаем. Все эти истории довольно личные» — комментирует режиссёр Антон Соболев. «Этот фильм по творческому заданию документальный, он рассказывает историю реального человека – реальной девушки, которая работает в лаборатории, изо дня в день и в какой-то момент понимает, что она занимается не тем, чего бы ей хотелось. У неё в голове в один день что-то щёлкает. Она понимает, что не удовлетворена своей жизнью, хотя до этого потратила около десяти лет на получение образования. Соответственно, человек начинает поиск себя. В какой-то момент понимает, что хочет быть актёром, комиком, сниматься в рекламах, проектах. Сейчас вы видите некоторые рекламные щиты с её фотографиями».
«Mute». «Этот этюд мы должны были представить без слов. То есть, можно снять картину так, чтобы герои ничего не говорили. Здесь я затрагивал тему связи, это для меня больная тема – я не люблю телефоны, не люблю мессенджеры, не люблю звонки. Я за живое общение. Когда дело доходит до встречи, люди не общаются, а проводят время в телефоне. Общайтесь, общайтесь!»
«Время». Фильм о людях, которые «крадут» это самое время у нас, о людях, с которыми мы продолжаем бессмысленное общение. То ли они не отпускают нас, то ли мы их, но время всё утекает и утекает, пока не разорвёшь эту связь. В данной картине была задача сделать постановку без лиц – лиц главных героев не видно, и для этого используются различные композиционные решения, например – съёмка вида сверху.
Кино отличается качеством – во всех фильмах видна грамотная работа, большая любовь к своему делу. Ленты особенно выделяются саунд-дизайном и светом, которые очень точно передают атмосферу, как мрачных внутренних переживаний главного героя «Трикстера», так немного грустной, но всё-таки внушающей надежду истории «Другого мира».
Среди зрителей в основном были те, кто уже знаком с картинами режиссёров Приморья – кто-то видел другие ленты, а кто-то – некоторые из представленных в среду. Так или иначе, те, кто совсем ничего не слышал о кино, произведённом руками творцов с их малой родины, оказались в существенном меньшинстве. Это может быть связано с тем, что информация о мероприятии распространялась в основном в достаточно узких заинтересованных данной темой кругах, что немного грустно, потому что хотелось бы, конечно, чтобы о подобных проектах узнало побольше людей.
«Всё дело в том, что я знакома с режиссёрами, актёрами, участниками съёмочных групп из Владивостока» — отмечает организатор «Киносреды», Анастасия Ярошенко. — И я знаю, сколько сил и времени они вкладывают в съёмку кино, зачастую не получая никакой поддержки и финансовой выгоды. Это фанаты своего дела. С учётом длительности и сложности съёмочного процесса – это, в основном, короткометражные работы. И мне казалось большим упущением, что никто до сих пор не познакомил широкий круг жителей Приморья с этими самобытными, авторскими и очень любопытными фильмами. Пришла идея – сделать проект кинопоказов, где объединять во время одного «сеанса» сразу несколько режиссёров, позволив зрителям напрямую пообщаться с авторами кино. Казалось, идея лежит на поверхности и очень странно, что она до сих пор не была реализована во Владивостоке. К реализации проекта подключилась межрегиональная организация «Комната 404» и площадка «Идея». Вместе у нас получилось сделать этот проект, такой нужный горожанам. А то, что проект действительно необходим, показал первый пробный, открытый и бесплатный показ, который состоялся 31 июля и собрал более 50 зрителей. У режиссёров после мероприятия глаза сияли – они поняли, что их работы востребованы и нужны зрителям. В этот раз нам уже пришлось взять с людей плату за вход – пришло около 30 человек. Планируем продолжать проект и дальше, будем анонсировать мероприятия в соцсетях и приглашаем всех местных режиссёров.
Оставить комментарий