«Красный свет» для российских грузов

24.Мар.2021

Российские поезда простаивают на границе с Китаем в Забайкалье

Коронавирус… преткновения

Проблему изучил и отразил РБК. Из анализируемой публикации возможно понять, что начало задержек в приёмке грузов на сухопутных пограничных переходах началось в конце 2020 года и объяснялось эпидемиологическими причинами. Заторы только в марте побуждали «РЖД» ограничивать «погрузку леса, угля и удобрений для экспорта в КНР» через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия. Отказ в приёме поездов вызвало буквально «скопления на путях». Из текстов телеграмм, которые были направлены железнодорожниками грузоотправителям, становилось понятно, что «ограничения вводились на перевозку 50% таких грузов в Китай с 2 по 5 марта и с 12 по 18 марта».

Подтверждение РБК получил от представителя железных дорог, сообщившего об «определённых ограничениях приёма грузов». Так, контейнерные грузы тормозились на погранпереходах Забайкальск – Маньчжурия и Наушки – Сухэ-Батор, лесные грузы и уголь – на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия. Получалось так, что «приём поездов на пограничных переходах обеспечивается на уровне 68% от согласованных сторонами размеров передачи». В абсолютных показателях это выглядит так: согласованная норма составляет 22 поезда, а реально проходит только 13 из них.

Спрос – строже, перемещения – меньше

Внешнеторговые перевозки между РФ и КНР в 2019 и 2020 годах осуществлялись примерно в равных объёмах, около 17,9 млн тонн грузов в каждый из этих годов. Преобладающими были грузы леса и угля.

Однако в конце минувшего года китайские власти установили повышенные требования к лесным грузам, а к углю изменение требований произошло в середине 2020 года. Объяснение возможно найти в проведении более тщательных проверок, вызванных эпидемиологической ситуацией.

Вполне понятным результатом сокращения приёма грузов в Китае явилось скопление на путях «РЖД» «поездов с гружёными вагонами в адрес погранпереходов». РБК привёл данные о скопившихся более чем 70 поездов, включая 20 контейнерных поездов (половина из них приходится на поезда с лесными грузами, а другая половина – на поезда с углём). По словам представителя «РЖД», процитированным РБК, «это негативно отражается на эксплуатационной работе и приводит к неоправданным финансовым потерям».

Показательно наблюдение, которым поделился с РБК генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мысли, трудно понять, каким образом может российская сторона повлиять на разрешение столь сложного вопроса. Ибо не только железнодорожные составы простаивают – та же картина обстоит и с автотранспортом: свыше 400 автомобилей застопорились на границе с Китаем в Приморском крае.

Китайская сторона объясняет простой «необходимостью санобработки российской продукции против коронавирусной инфекции». Что-то приключилось такое, что с 2021 года прекращён приём в КНР российских сертификатов о санитарной обработке: само такое мероприятие китайские службы проводят теперь непосредственно на границе, тем самым «в разы» сокращая пропускную способность грузов. На это обратил внимание эксперт РБК – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Он высказал предположение, что «решением могла бы стать аккредитация китайских компаний по сертификации работ по санобработке на ключевых станциях отгрузки». Если такой вариант окажется неприемлемым по каким-то причинам, то «проблемы с приёмкой грузов могут продолжиться».

Грузоотправители терпят убытки

РБК сообщил о письме, которое 15 марта отправил Союз лесопромышленников Красноярского края первому заместителю губернатора – председателю регионального правительства Юрию Лапшину. В послании содержалось предупреждение о «риске негативных финансовых последствий для предприятий лесной отрасли Красноярского края». Причина маячащей опасности заключается в том, что контейнеры с пиломатериалами из России «Китайские железные дороги» перестали принимать с декабря 2020 года. (До этого отправка осуществлялась через сухопутные погранпереходы Наушки и Забайкальск). В настоящее время ситуация сложилась таким образом, что «в течение трёх месяцев происходит затоваривание складов, вывод из оборота транспортного оборудования (контейнеров), снижение налоговых поступлений в региональный бюджет». Чревато всё это тем, что под угрозу срыва поставлены контракты на поставку лесоматериалов. «Затяжной характер» ситуации не только отрицательно сказывается на спросе, но и грозит «снижением объёмов экспорта».

Пресс-служба правительства Красноярского края подтвердила получение такого обращения и уточнила, что «готовится совещание по этому вопросу для выяснения всех обстоятельств».

На «существенное замедление» прохождения грузов через пограничные переходы указывали в ответах РосБизнесКонсалтингу и представители лесного бизнеса, и транспортных компаний.

Небольшое продвижение к лучшему наметилось с недавней отменой ограничений. Если произойдёт «выход на плановые объёмы обработки поездов», то возможно будет ожидать выравнивания ситуации.

Фото: flashsiberia.com.


Оставить комментарий


Комментарии(0)