Молоко с привкусом… обмана

04.Фев.2018

Фальсификация в молочной отрасли не всегда зависит от масштабов производства

Агентство «ТАСС» обнародовало интервью с заместителем руководителя Россельхознадзора Николаем Власовым. Основной темой беседы стала проблема борьбы с фальсификатом в молочной отрасли России.

Ситуация такова, что «недобросовестные производители встречаются даже среди крупных игроков». В опубликованном тематическом релизе ведомство отметило не только информацию о случаях, но и о выявленных способах фальсификации продукции, применяемых недобросовестными производителями.

По замечанию Николая Власова, такие дельцы пускают в ход различные вещества, включая растительные жиры, мел, крахмал, соду, а также борную кислоту, ацетилсалициловую кислоту (аспирин). Последние два из названных ингредиента добавляется ими для обработки кислого молока. Основным же компонентом, понятное дело, являются растительные жиры.

Однако замглавы Россельхознадзора уточнил, что назвать конкретных производителей, которые занимаются подделкой, ведомство не готово – по той причине, что «делает эту работу по поручению правительства». Однако сложности есть, что связано с отсутствием «нормальной нормативной базы». Нет статей в КоАП РФ, предусматривающих санкции к производителям за обман потребителей. А именно тех статей, которые могли бы быть применимы именно Россельхознадзором, а не Роспотребнадзором, который «который этим занимается очень долгое время и имеет соответствующую нормативную базу».

В силу таких обстоятельств оглашение списков переработчиков молока вполне чревато многочисленными судебными тяжбами, на ведение которых у государственной структуры нет ресурсов.

Проверки производителей по выявлению фальсификата осуществляются по поручению вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, которое было дано ещё в сентябре 2015 года. О результатах наработок Россельхознадзор информирует Роспотребнадзор, который, в свою очередь, принимает необходимые меры воздействия.

Важное замечание Николая Власова касается того, что используют разного рода не свойственные качественному продукту «добавки» не только и не столько мелкие производители. Кто-то выпускает продукцию высокого качества, а другие – откровенно жульничают. Тот же самое можно сказать и о предприятиях крупных холдингов. Показательно: «…вся фальсификация идёт в молокопеработке, особенно при производстве молокопродукции с высоким содержанием жиров. Мы никогда не находили фальсификации сырого молока».

Для некоторых крупных компаний характерно и другое, достаточно новое, явление. Как полагают в Россельхознадзоре, «…там имеет место низовая коррупция, выражающаяся в том, что происходит фальсификация молокопродуктов без ведома высшего руководства этих компаний».  Надзорное ведомство отмечало ряд случаев, когда холдинг сдавал продукцию на контроль фальсификации, причём о проверочных мероприятиях распоряжалось руководство компаний. Итог – выявление подделок. Логично предположить, что директор предприятия – не враг себе, чтобы нарываться на проверки и последующие выявления нарушений. Если же продукцию передают на лабораторный анализ – естественно допустить, что топ-менеджеры не в курсе выпуска фальсификата.

Напрашивается вывод: «либо это коррупция среди «нижних чинов» компании (например, некто утащил сливки – притащил растительного жира), либо это «подарок» партнёра по бизнесу — использование в производстве фальсифицированного компонента или полупродукта, изготовленного иной компанией».

Говоря о ситуации на рынке молокопродуктов, Николай Власов указал на то, что она в последнее время «становится более острой». И связано это обострение с экономической целесообразностью, проявлением недобросовестной конкуренции на рынке. Честный производитель при этом вынужден оказываться в проигравших, поскольку выпущенная недобросовестным «конкурентом» — существенно дешевле. Такая ситуация и порождает рост доли фальсификата.

По этому поводу замруководителя Россельхознадзора сформулировал мысль следующим образом: «…пока мы не сделаем систему адекватную, останавливающую, систему контрольных и надзорных мер и не научимся адекватно извещать потребителя о том, кто есть кто, этот процесс будет продолжаться». Именно составной частью данной системы призван стать перечень честных производителей молочной продукции. А общая идеология процесса заключена в том, чтобы создать невыносимые условия для производителей фальсификата.

Положительным воздействие «Списка честных» стало потому, что внесённые в него производителей «не расслабились и на фальсификации продукции при повторных проверках не попались». Его пополняют те компании, у которых по результатам проверок Россельхознадзора не выявляются нарушения.


Оставить комментарий


Комментарии(0)