Новые правила размещения контейнерных терминалов в Подмосковье «ударят «рублём» по экономике и логистике Дальнего Востока
Некоторые эксперты считают, что немотивированное ужесточение правил на рынке подмосковной логистики имеет под собой задачу «передела рынка» в интересах крупных игроков
07 июля 2025 года в Подмосковье были установлены новые правила размещения грузовых контейнеров на территории Московской области. Инициатива исходила от подмосковного губернатора Андрея Воробьёва и была продиктована, конечно же, «наведением порядка». Теперь, согласно новым правилам, контейнерные площадки необходимо оснастить видеонаблюдением, оборудовать инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) и ливневой канализацией. Также категорически запрещено размещать контейнерные терминалы на землях сельхозназначения. Что важно: правило ужесточили так, что теперь, если на земельном участке для личного пользования будет обнаружено более одного контейнера, то это – тоже нарушение. «Под запрет» могут попасть даже те, кто ведёт личное подсобное хозяйство и установил в качестве бытовок бывшие в употреблении контейнеры.
«Переходного периода» на то, чтобы привести «старые» контейнерные терминалы к «новым» правилам, конечно же, не предоставили. «Порядок» начали наводить внезапно, соответственно, начались массовые проверки. И массовое закрытие терминалов. Сегодня счёт закрытым терминалам идёт уже на десятки. А, учитывая тот факт, что в Подмосковье контейнерных терминалов – более 300, то, наверное, можно говорить о том, что в регионе начался глобальный передел рынка.
Особую тревогу вызывает тот факт, что большинство контейнерных площадок (терминалов) хранит порожние контейнеры. На этом фоне требование по оборудованию их инспекционно-досмотровыми комплексами выглядит надуманными. Сегодня терминалы великолепно справляют со своей работой, делая фото- и видеофиксацию порожних контейнеров. Покупка ИДК потребует вложений (от 30 до 300 млн рублей), что для предприятий малого и среднего бизнеса невозможно без кредитных денег. Но с учётом ставки рефинансирования ЦБ РФ, сегодня кредиты – это непозволительная роскошь. Получается, что Подмосковье сегодня «зачищают» от малого и среднего бизнеса в угоду бизнесу крупному?
А теперь – как это всё привязано к Дальнему Востоку. Дело в том, что львиная доля поступающих контейнеров «на московском направлении», идёт с товарами, поступившими через таможни Дальнего Востока. Предприниматели заплатили таможенные сборы, оплатили работу «Платона» или же явно завышенные железнодорожные тарифы, рассчитались за постоянно дорожающее топливо – и теперь, после того, как терминалов в Подмосковье стало меньше, они почувствуют удорожание услуг за хранение контейнеров – хоть порожних, хоть заполненных товаров. Либо контейнеров станет меньше, что скажется на нагрузке дальневосточных таможен и логистических хабов в ДВФО, либо их хранение станет дороже, что скажется на конечном потребителе – то есть, на каждом из нас. Сверхприбыль смогут получить только несколько федеральных компаний-гигантов, работающих в сфере логистики. Пока выгода от новых правил работы контейнерных терминалов просматривается только для них. Сколько появится тысяч (десятков тысяч) новых безработных после утраты рабочих мест на «неправильных» терминалах – в принципе, видимо, никого не интересует. Причём удар придётся по всей «логистической цепочке» — от тех, кто обеспечивает растаможку товаров на Дальнем Востоке, до тех, кто принимает контейнеры к осмотру в Подмосковье. В очередной раз, судя по всему, «санкционный» кризис решили усугубить совершенно «рукотворным» кризисом от местных губернаторов. Завуалированный передел рынка в очередной раз назвали «наведением порядка», видимо, забыв, что речь идёт не только о судьбах малого и среднего предпринимательства, который является «кормильцем» бюджета, но и о тех, кто ежедневно ходит на работу в логистические компании.
Есть и ещё одна проблема, уже на уровне Роспотребнадзора. Дело в том, что ИДК используют в своей работе рентген-излучение. Если по всему Подмосковью массово появятся сотни таких «рентгенов» — населению явно не поздоровится. Неполезное это получается занятие для окружающих. Да и для работников контейнерных терминалов – тоже. Есть тут работа и для природоохранной прокуратуры – как такое количество «рентгенов» влияет на окружающую среду?
В подмосковных СМИ вся эта «контейнерная» эпопея, конечно же, замалчивается. После парочки сообщений о том, что на этом рынке «будет наведён порядок» нет никакой информации о последствиях этого «порядка». Информационный «шум» пока разлетается только в «логистических» Телеграм-каналах – московских, подмосковных и в федеральных. Но это, согласитесь, не тот масштаб охвата проблемы.
Есть, правда, и другая информация. Жёсткий «шторм» на «контейнерном» рынке Подмосковья уже вызвал обоснованный интерес Минтранса России, который, по имеющейся информации, уже высказал недовольство резким «усиление мер» по давлению на подмосковных предпринимателей. Правда, пока трудно давать прогнозы – начнётся ли какая-либо либерализация в «наведении порядка» под эгидой губернатора Подмосковья после замечаний российского Минтранса?
На фото: сегодня в Подмосковье с «неправильными», по их мнению контейнерными терминалами, областные власти борются при помощи штрафов и полиции
Оставить комментарий