ОНФ: сироты в России ждут квартир, в среднем, от 7 до 20 лет
Генпрокуратура и Счетная палаты согласны с ОНФ: сирот в России плохо обеспечивают жильем
Генпрокуратура и Счетная палата РФ проверили законность и эффективность расходования бюджетных средств при предоставлении жилья детям-сиротам. Такое поручение президент РФ дал ведомствам после того, как эту тему на Межрегиональном форуме ОНФ в Йошкар-Оле с ним обсудили активисты Общероссийского народного фронта. Проверки показали, что задолженность по обеспечению сирот жильем на 1 июля 2016 г. составляла 142,21 тыс. человек, и она продолжает расти. В большинстве субъектов РФ сиротам невозможно получить жилое помещение, не имея соответствующего решения суда. Счетная палата разработала комплекс мер по исправлению ситуации, которые активисты ОНФ призывают реализовать в кратчайшие сроки.
Счетная палата РФ в ходе проверки выявила, что темпы обеспечения жильем детей-сирот сильно отстают от роста числа нуждающихся. По состоянию на 1 июля 2016 г., количество сирот, которые уже должны были получить жилье, но до сих пор его не имеют, составило 142,21 тыс. человек.
Причем более 90% положенных по закону жилых помещений нуждающимся предоставляют лишь после того, как они обратятся в суд, и он примет соответствующее решение. Но даже при этом неисполненными остаются 22 тыс. подобных решений.
В среднем, с того момента, как сироте исполняется 18 лет, ждать жилье ему приходится пять – семь лет. Однако есть случаи, когда ожидание переваливало и за 20 лет. Так, в 2014 г. в Кемеровской области были обеспечены жилыми помещениями сироты 1973 и 1975 годов рождения, состоявшие на учете с 1994 и 1996 гг.
В целом, по оценке Счетной палаты, для ликвидации задолженности по обеспечению сирот жилыми помещениями необходимо 142 млрд руб. В 2014–2015 гг. на приобретение и строительство такого жилья было израсходовано 59,5 млрд руб., в 2016 г. на это было предусмотрено 31,4 млрд руб.
Однако даже выделяемые средства регионы не осваивают полностью. Например, в 2015 г. невостребованными остались 17% средств. Самые большие остатки сложились в Ставропольском и Забайкальском краях, Саратовской и Кемеровской областях, Республике Адыгея. Одной из причин такой ситуации регионы называют нехватку жилья требуемой площади и уровня благоустроенности на рынке недвижимости.
Генеральная прокуратура РФ сообщила, что держит эту тему на постоянном контроле и с 2014 по 2016 г. выявила и пресекла более 83 тыс. нарушений жилищных прав детей-сирот. Среди прочих сотрудники надзорного органа обнаружили факты хищения средств, выделенных из бюджетов на такое жилье, отсутствие контроля за их расходованием. Уголовные дела подобного рода расследуются в Свердловской области, Красноярском, Камчатском, Краснодарском краях, Кемеровской, Курганской, Курской областях.
Кроме того, государственные заказчики не контролируют в должной мере исполнение госконтрактов, в том числе сроки ввода жилья для детей-сирот в эксплуатацию, взыскание штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств. Например, в Калужской области до вмешательства прокуратуры региональное министерство строительства и ЖКХ спокойно взирало на то, что застройщик нарушил условия контракта по передаче 79 квартир в специализированный жилой фонд. Подобные нарушения выявлены в Республике Башкортостан, Саратовской, Нижегородской, Ярославской областях.
Помимо этого, сирот в нарушение закона лишают уже закрепленного за ними жилья – такие факты прокуроры обнаружили в Удмуртской Республике, Приморском крае, Брянской, Воронежской, Сахалинской, Свердловской областях. Или же предоставляют некачественные жилые помещения – без центральной системы водоотведения, с инженерными сетями, не принятыми на баланс эксплуатирующей организации и т.п.
Перечисленные факты говорят о необходимости скорейших мер по наведению порядка в этой сфере. С этим согласен и глава государства, который на апрельском Межрегиональном форуме ОНФ в Йошкар-Оле назвал проблему очень чувствительной. «У нас, мы это знаем хорошо, так называемое социальное сиротство, к сожалению, стоит очень остро. Я уже не говорю о сиротстве в традиционном смысле этого слова. В любом случае ребенок, оказавшийся в такой трудной жизненной ситуации, нуждается в поддержке со стороны государства. Другой поддержки, как правило, ждать неоткуда», – сказал Владимир Путин.
По итогам проверки Счетная палата РФ разработала комплекс мер, которые должны структурировать и поставить под контроль работу по обеспечению сирот жильем. Так, правительству РФ предложено определить федеральный орган исполнительной власти, который бы формировал и реализовывал государственную политику и нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Также Счетная палата считает необходимым внести изменения в федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, установив единый подход к формированию списков сирот, которым необходимо жилье, процедурам его предоставления, межведомственному взаимодействию при формировании таких списков, а также взаимодействию между субъектами РФ.
Совместно с высшими органами исполнительной власти регионов Счетная палата предлагает проанализировать наличие свободных жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены детям-сиротам. Среди других предложений – дополнительно проработать вопрос об экономической целесообразности строительства жилья для сирот, в том числе в сельской местности, принять меры по недопущению приобретения для детей-сирот помещений с высокой степенью износа, не соответствующих санитарным нормам. А для стимулирования активности чиновников предложено дополнить госпрограмму «Социальная поддержка граждан» целевыми индикаторами и показателями результативности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
«Результаты проверок, проведенных по итогам форума Народного фронта, подтвердили то, о чем мы не раз говорили: в этом вопросе до сих пор отсутствует системный подход, контроль и четкая ответственность. Эта проблема копилась долгое время. И хотя в последние годы стало больше выделяться денег, регионы начали более планомерно работать с этой темой, ликвидировать очередь пока не удается. Больше того, растет число самих очередей, и толком непонятно, сколько человек в какой из них находится. Есть очередь из тех, кто еще не обращался в суд, очередь из тех, у кого на руках уже есть судебное решение, есть даже очередь из тех, кто дошел до Европейского суда по правам человека, выиграл его и продолжает ждать получения жилья. Кто-то должен разобраться с возникающими при этом правовыми вопросами. Нужно, чтобы на федеральном уровне ответственный орган власти задал наконец политику учета очередников. Необходим строгий учет имеющегося жилья, его качества. Ясно, что это задачи не для одного ведомства. Поэтому мы призываем правительство РФ как можно скорее приступить к наведению порядка в этом вопросе, и комплекс мер, разработанных Счетной палатой РФ, видится экспертам Народного фронта качественной основой для такой работы», – прокомментировала член рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», президент Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева.
Справка
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение единомышленников, коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств.
Оставить комментарий