Отправка угля на восток вызывает закономерные сомнения

26.Янв.2022

Перенос сроков сдачи объектов на ключевых лимитирующих участках Восточного полигона стал основной причиной невыполнения плана по отгрузке

Вопрос о таких перевозках с расчётом на экспортные операции рассмотрел «Коммерсантъ». По замечанию издания, недовольство потребителей «темпами перевозок угля на экспорт по Восточному полигону ОАО РЖД» (рост составил всего-то 0,44%!) вполне объясним.

Хотя в транспортной компании уверяют в увеличении общего объёма и экспорта угля, и перевозок на восток «прочих грузов». В то же время (на это обратил внимание «Коммерсантъ») «…на рабочем уровне в ОАО РЖД обсуждается активизация работ на Восточном полигоне за счёт переноса на текущий год 27 объектов из программы 2023 года». При этом приводится вывод аналитиков, достаточно неутешительный: если не будет использована возможность – «локальный пик конъюнктуры», – то это будет то, что будет. «…объёмы угля, которые не отправят на экспорт в 2022–2023 годах.., могут быть не вывезены уже никогда».

О неудовлетворённости темпами прироста погрузки на Восточном полигоне потребителей услуг железнодорожного транспорта речь шла в материалах, которые были представлены «к заседанию комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина». Заранее была известна дата мероприятия – 25 января.

Основной причиной невыполнения плана по отгрузке заранее был обозначен «перенос сроков сдачи объектов на ключевых лимитирующих участках Восточного полигона».

В публикации «Коммерсанта» приведена точка зрения потребителей о невыполнении «ряда правительственных поручений», в числе которых – того, которое было дано председателем Правительства РФ и предусматривало «безусловный вывоз грузов» ДВФО. Речь шла о том, что из Республики Бурятия не отправлено 5,8 млн тонн и из Хабаровского края – 0,6 млн тонн.

Оказался невыполненным и «пункт протокола правительственной комиссии по транспорту о недопущении снижения погрузки из моногородов относительно среднегодового уровня 2018–2020 годов». Снижение погрузки на 40% отмечено в Бурятии, на 26% – в Якутии и т.д. Не был введён в эксплуатацию по временной схеме ряд объектов.

Несмотря на такие итоги, в РЖД сообщали, что «компания выполняет обязательства по обеспечению провозной способности Восточного полигона, закреплённые в комплексном плане модернизации инфраструктуры». Транспортная компания рассматривает «различные варианты по ускорению достижения показателей, установленных планом на последующие годы».

В числе весомых и показательных результатов железнодорожники привели сведения о росте на 7,7% («до рекордных 215 млн тонн») погрузки угля на экспорт на сети в 2021 году. В целом погрузка угля в минувшем году составила 371,7 млн тонн: это на 5,2% больше того количества, которое зафиксировано в предыдущем году.

В РЖД указали: «Перевозки угля в восточном направлении, на Дальневосточную и Забайкальскую железные дороги, включая внутрироссийские и экспорт, превысили 122 млн тонн (плюс 0,2% к результатам 2020 года). Такого результата удалось достичь на фоне роста перевозок на Дальний Восток других грузов: нефтеналивных, лесных, руды и др.».

При всех громогласных реляциях есть и другие сведения, которые, возможно, приближают нас к реальности. И именно о них сообщил «Коммерсантъ». Так, в компании – железнодорожном монополисте «в рабочем порядке рассматривают возможность ускорения работ на БАМе». Так, поговаривают о досрочном введении 27 объектов, которые запланированы на 2023 год. Это, как отмечено в сообщении издания, «обеспечит прирост провозной способности к началу года на 24,2 млн тонн – до 168,2 млн тонн, а не до 158 млн тонн, как планируется сейчас».

«Коммерсантъ» привёл мнение главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова о том, что текущий и последующий годы «обещают быть благоприятными для экспорта угля» по целому ряду факторов.

В таких условиях железнодорожникам «критически важно увеличить масштаб работ и повысить скорость строительства на Восточном полигоне». Если это сделано не будет, то последствия окажутся крайне негативными: «…экспортёры угля потеряют долю на рынке, недополучат доходы и будут вынуждены ограничить инвестиции в рост добычи». Выход же может быть найден в проработке и реализации совместных проектов РЖД с грузоотправителями – в таких сферах, как «расшивка узких мест и повышение эффективности работы инфраструктуры необщего пользования», «оптимизация диспетчеризации, особенно на смычке железных дорог с портами».

Фото: vechastana.kz.


Оставить комментарий


Комментарии(0)