«Ответ ностальгии до старому доброму «совку»: спектакль «Розыгрыш» остроумно показал, что бывает, когда живёшь прошлым
6 персонажей, кома на две пятилетки и распад СССР — московские актёры подняли на сцене вопросы, актуальные последние 30 лет
Заслуженный тренер по лыжам Валерий Павлович впадает в кому в начале 1980-х, когда Советский Союз находится на пике своего могущества. А приходит в себя через 10 лет, когда нет уже ни СССР, ни традиционных для того времени ценностей, где все жизненные ориентиры поменялись на 180 градусов. Врачи говорят о том, что пациента нельзя шокировать никакой новой информацией. Поэтому сын Володя решает оставить всё так, как есть: как будто не было этих 10 лет, как будто Советский Союз до сих пор существует, как будто в магазинах продаются те же продукты. Но самое сложное — показать, что в семье Валерия Павловича тоже ничего не изменилось: Володя по-прежнему встречается с Мариной Кошечкиной, с которой расстался много лет назад, сестра не собирается уехать во Францию, а у жены тренера нет любовника.
И поначалу розыгрыш удаётся. Случаются отдельные проколы: Кошечкина не смогла получить золотую медаль на Олимпиаде в Сараево, поэтому говорит, что потеряла её. Дочь тренера говорит, что живёт в Ленинграде (который к тому моменту уже снова стал Санкт-Петербургом), ну, а бывший однокурсник Володи (и нынешний парень Кошечкиной) давно отчислился из мединститута. Сын тренера тоже отчислился оттуда, поэтому варит дома джинсы и продаёт на рынке.
Первой не выдерживает Кошечкина, которая сознаётся тренеру, что ничего она не выиграла в Сараево и вообще — теперь довольствуется ролью физрука в средней школе. Далее стройный розыгрыш начинает рассыпаться на составные. Вскрываются многочисленные семейные противоречия и «скелеты в шкафу».
Валентина Мазунина и Сергей Селин, которые играют основные роли в спектакле Розыгрыш», знакомы большинству читателей в другом амплуа. Сергея Селина давно отождествляются с ролью «мента Дукалиса», а Валентина Мазунина традиционно играет на большом экране нагловатых и хабалистых бабёнок с манерами продавщиц сельпо. Но тут они определённо выходят на новый уровень. Валентина Мазунина показывает драматизм на самом его пике и кружится по сцене, как вьюн. Немного непривычный образ после комедии «Горько», хотя в её образе Кошечкиной есть что-то от крыжовниковских комедий. А Селин. Тоже неожиданный. Показывает образ глубокомысленного героя, который сразу сомневается, что за 10 лет в квартире ничего не поменялось — даже шторы. И именно возвращение главы семейства из комы начинает нанизывать, как кольца пирамидки, всё на единый стержень — семья снова становится семьёй, и даже Кошечкина готова вернуться под руководством любимого тренера в большой спорт.
О чём эта комедия — спросите вы. Наверное, не столько о семейных ценностях, сколько о том, что нельзя находится в плену ностальгии о прошлой жизни, какой бы райской та жизнь не была. Наверное, это ответ популярной и широко продаваемой ныне ностальгии по старому доброму «совку», всем этим опостылевшим в своём безумии поклонникам СССР, которые верят, что достаточно закрыть шторы и повесить портрет Ильича — как всё вернётся: и та власть, и та жизнь, и та молодость. Не вернётся. Спектакль буквально на молекулы разбирает всё убожество верований в какой-то советский «камбек» с пионерией, комсомолией и дешёвой газировкой на каждом углу. Спектакль говорит о том, что жить нужно сегодня, в тех реалиях, которые есть. Иначе обман быстро вскроется, а правда станет нестерпимо горькой.
Наверное, шести актёрам удалось передать и настроение, и дух, и авантюризм эпохи «девяностых», которая сменила рухнувший советский строй. За что им огромное спасибо.
Как спасибо и театру Горького, который предоставил свою площадку для этого актуальнейшего спектакля.

Оставить комментарий