Овощная альтернатива: доставить нельзя сгноить

26.Июн.2021

Решение о субсидировании перевозок повлияет на продовольственный рынок Дальнего Востока

Ограниченные множеством факторов возможности для выращивания плодоовощной продукции в макрорегионе побуждают искать альтернативные варианты обеспечения ею дальневосточных регионов. О поисках выхода из непростой ситуации сообщил «Коммерсантъ».

Один из возможных вариантов – это перевозка сельхозпродукции автомобильным транспортом. Такое предложение выдвинул Национальный плодоовощной союз, подняв вопрос о замене субсидирования железнодорожных перевозок овощей в регионы Дальневосточного федерального округа на автомобильные. Письмо такого содержания было адресовано председателю комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексею Майорову.

По словам директора союза Михаила Глушкова, «производители овощей закрытого грунта не используют перевозки вагонами из-за очереди на рефрижераторные контейнеры, сроков доставки до трёх недель, а также необходимости многократной перевалки, что приводит к порче продукции».

Руководитель Национального плодоовощного союза также отметил ограниченные возможности собственного производства овощей закрытого грунта в дальневосточных регионах. Оно в настоящее время «обеспечивает только 28% потребностей». Определённого прогресса удалось добиться в минувшем году: «выпуск томатов и огурцов там вырос на 14%, до 27,6 тыс. тонн». Поставки же из регионов-производителей являются экономически невыгодными, из-за чего основным поставщиком овощей по сей день является территориально близкий Китай.

Приводимое в публикации мнение представителя калужского «Агро-Инвест» (бренд «Мое лето») созвучно с изложенным выше. Использование железнодорожного транспорта неудобно для товаров с коротким сроком хранения, тогда как «авиаперевозки значительно увеличат себестоимость». Сделать поставки экономически выгодными, а продукцию доступной возможно. Но «для этого необходима поддержка».

Михаил Глушков видит возможность решения проблемы с доступностью овощей на Дальнем Востоке: для этого нужно построить современные теплицы. Однако в скором будущем это едва ли реально.

Да, со следующего года в регионах «начнётся выдача субсидий на компенсацию 20% капитальных затрат по этому направлению», однако отправной точкой почему-то считаются инвестиции по состоянию на 2016 год. Т.е. в расчёте на 1 га теплиц планируется выделять по 230 млн руб. В плодоовощном союзе, с учётом подорожания металла и стекла, предлагают ориентироваться на сумму в 396,2 млн руб. за 1 га.

В публикации «Коммерсанта» приводится точка зрения президента АПХ «ЭКО-Культура» Александра Рудакова, напомнившего о реальностях «северных регионов» — высокими ценами на энергоносители и газ, а это негативно сказывается на себестоимости продукции.

В плодоовощном союзе оценили, что при актуализации параметров господдержки на Дальнем Востоке окажется возможным построить «три-пять новых тепличных комплексов, которые могут не только насытить внутренний рынок регионов, но и начать экспорт».

По-своему показательны комментарии к ситуации, полученные «Коммерсантом». В частности, в Минвостокразвития дали понять о готовности «совместно с Минсельхозом рассмотреть предложения», правда, к настоящему времени туда никто не обращался «по поводу трудностей с поставками овощей железнодорожным транспортом». В ОАО «РЖД» комментировать предложение не стали. По данным источника «Коммерсанта» в отрасли, «все субсидии на перевозку на этот год выбраны».

По словам члена совета Ассоциации организаций продуктового сектора Антона Вострикова, зимой отправка овощей на Дальний Восток осуществляется в рефрижераторных контейнерах, и спрос на них настолько велик в Новосибирске (там осуществляется сбор товара), что контейнеры оказываются в дефиците.

Интересна информация из Минсельхоза: в ведомстве отметили, что за первое полугодие на Дальний Восток железнодорожным транспортом перевезли 12 тыс. тонн овощей (это «в два раза больше, чем годом ранее»). А «для субсидирования автомобильных перевозок потребуется разработка отдельных правил и выделение дополнительных средств». Если же поступит соответствующее финансово-экономическое обоснование, то тогда «Минсельхоз рассмотрит предложение в установленном порядке».

По-своему очень примечательное обстоятельство, подмеченное «Коммерсантом»: в Минсельхозе и Минвостокразвития не стали комментировать «предложения по актуализации цен в программе субсидирования части капитальных затрат».


Оставить комментарий


Комментарии(0)