Парусник «Надежда»: 25 лет под флагом России
Впервые на кормовом флагштоке парусного учебного судна «Надежда» был поднят Государственный флаг Российской Федерации 5 июня 1992 года
После торжественной церемонии парусник отправился в свой первый рейс в порт приписки – Владивосток. И с тех пор служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.
Назван парусник «Надежда» в честь легендарного фрегата, на борту которого 200 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна впервые в истории отечественного флота совершили кругосветное плавание, доставили первое русское посольство в Японию, провели исследования Сахалина и островов Курильской гряды. Моряки Дальнего Востока на новом паруснике «Надежда», приняв эстафету прославленных исследователей морей и океанов планеты, вписали в историю десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана. На протяжении 25 лет фрегат представлял интересы Российской Федерации и осуществлял уникальные плавания «во славу Отечества Российского».
Редкую специализацию – парусного капитана – на борту «Надежды» прошла целая плеяда штурманов высочайшего класса: Юрий Нерадько, Виктор Середа, Владимир Антонов, Андрей Кислов, Владимир Василенко, Валерий Неволин, Игорь Гуща, Константин Шкурин. С 2006 года по настоящее время бессменным капитаном прославленного парусника «Надежда» является Сергей Воробьев.
До 2014 года судно «Надежда» находилось в оперативном управлении МГУ им. адм. Г.И. Невельского. А в ноябре 2014 года распоряжением Росморречфлота оно передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».
Учебное парусное судно «Надежда» вот уже 25 лет является настоящей дальневосточной «Школой под парусами» для курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского, а в последние годы и для студентов Сибирского университета водного транспорта. Ежегодно более 450 молодых ребят проходят школу мужества и стойкости под парусами фрегата «Надежда». Уходят в рейс на плавательную практику мальчишки, а приходят – настоящие мужчины, верные морскому делу. Надо особо отметить, что эта школа под парусами воспитала уже не одно поколение моряков, которые сегодня в разных должностях стоят на мостиках самых современных судов российского флота. На традиционных встречах в «альма-матер» бывшие курсанты всегда с теплом и гордостью вспоминают о «Надежде», на реях и в кубриках которой формировался их настоящий морской характер.
Ежегодные посещения судном с курсантами на борту иностранных и отечественных портов, морских учебных заведений разных стран и совместные с ними мероприятия стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.
Парусное учебное судно «Надежда» громко заявило о себе и получило настоящую всемирную известность, когда пронесло Государственный флаг России в дальнем походе вокруг Земного шара, посвященном 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник, преодолел около 45000 миль, нанес визит 30 портам в 20 странах мира. За время морского похода фрегат три раза пересекал экватор. Это было первое кругосветное плавание, осуществленное в начале XXI века. Правительство РФ и Президент России В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад парусника «Надежда» в историю современного мирового и отечественного мореплавания.
Все минувшие годы ПУС «Надежда» принимал участие как мирный посланник нашей страны во многих важных международных событиях. В 2009 году по приглашению правительства КНР ПУС «Надежда» прибыло на празднование 600-летия порта Шеньджамен (КНР), одного из старейших портов мира.
В июне 2010 года «Надежда» участвовала в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции Международной конвенции ПДНВ. На борту фрегата «Надежда» было подписано Учредительное соглашение по «Всемирному центру подготовки курсантов на борту судов» (GlobalOn-Board-TrainingCentre– GOBTC). В сентябре 2010 года – судно принимало участие в Национальном дне России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае и являлось плавучим выставочным центром – продолжением российского павильона на выставке.
В 2011-2012 годах парусник «Надежда» совершил Тихоокеанский рейс, посвященный 150-летию города Владивостока, 120-летию морского образования в Приморье и встрече глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке. В рамках этого похода «Надежда» представляла официальный плавучий экспозиционный центр российского павильона в ЭКСПО—2012 в порту Ёсу (Республика Корея), где с борта парусника состоялся телемост с международной космической станцией. Как самый дорогой подарок хранится на паруснике картина дважды героя Советского Союза космонавта А.А. Леонова, преподнесенная автором.
Во время выполнения второго этапа Тихоокеанского рейса парусное учебное судно «Надежда» – как национальный плавучий экспозиционный центр – участвовало во Всемирном судостроительном и морском фестивале в Кодже 2012 года (Республика Корея); в традиционном портовом фестивале в Пусане (Республика Корея); в 5-й Международной выставке «Транспорт и логистика», где парусник посетил министр транспорта РФ М.Ю. Соколов (Шанхай, Китай).
Во время выполнения Тихоокеанского похода на борту парусного учебного судна «Надежда» работал Морской Русский центр Фонда «Русский мир», который был открыт 25 августа 2011 года. Первый в России Морской Русский центр Фонда «Русский мир» был создан в целях популяризации русского языка и культуры как важных элементов мировой цивилизации, поддержки программ изучения русского языка за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами. В портах захода «Надежду» посетили тысячи гостей, для которых проводились экскурсии, викторины, конкурсы, пилотные уроки русского языка, знакомство с российской живописью и литературой. Благодаря возможностям Морского Русского центра качественно в лучшую сторону изменилась вся культурно-просветительская деятельность на борту парусника.
Во время Тихоокеанского рейса на борту парусника «Надежда» прошла презентация проекта Морского информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Во время рейса курсанты опробовали терминал Русского музея, который предназначался для знакомства посетителей с русским искусством во время стоянок в зарубежных портах. Торжественная церемония открытия филиала состоялась в дни захода парусника в Йокогаму. На борту «Надежды» прошла презентация под открытым небом, с демонстрацией на парусах «Надежды» изображений сокровищ из коллекции Русского музея.
Около 20 лет на паруснике «Надежда» проводится просветительская и исследовательская работа в виде ежегодных экспедиций «Дальневосточного плавучего университета». В научной работе на судне принимают участие ведущие учёные, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Дальневосточного отделения РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи из Института океанологии РАН.
Фрегат «Надежда» – постоянный участник международных парусных соревнований и фестивалей парусников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где он неоднократно становился победителем и призером. Курсанты колледжей МГУ им. адм. Г.И. Невельского, которые проходили плавательную практику на паруснике «Надежда», стали победителями «СКФ Черноморская Регата Больших Парусников 2014». Помимо главного приза получены специальные награды организаторов регаты как судно, внесшее лучший вклад в спортивную активность и проделавшее самый дальний путь – с берегов Тихого океана на Черное море. В 2016 году первокурсники судоводительского факультета Морского университета на ПУС «Надежда» вновь участвовали в Черноморской регате и стали вторыми, несмотря на поломку мачты во время шторма. Молодые ребята еще раз доказали, что они достойны называться настоящими дальневосточными моряками, которых не пугают ни шторма, ни многодневные дальние переходы. Вот и 25-летний юбилей экипаж и курсанты-практиканты ПУС «Надежда» встречают в дальнем походе, парусник качают волны Индийского океана. Курс судна – в порт Коломбо (Шри Ланка).
Источник: Информационный центр ОИУ МГУ
Оставить комментарий