Почему не нужен «оффшор» на острове Русском?

24.Апр.2018

Дальневосточная «матрица развития» пока не стыкуется с идеями федерального центра

Новые идеи развития Дальнего Востока вот уже на протяжении почти пяти лет не приживаются в регионе. О том, почему так происходит, наш разговор с известным в Приморье финансистом Александром Ивашкиным.

Александр Владимирович, каково Ваше мнение о сегодняшнем развитии Дальнего Востока и Приморья в частности?

— Не стану утомлять читателя цифрами и статистикой. Просто выскажу свои мысли. Сегодня Дальневосточный регион находится в «исключительных обстоятельствах».  Есть НУХи (новые условия хозяйствования — ТОРы, СПВ и пр.), но население и бизнес (особенно малый)   в вялотекущем режиме продолжают покидать регион. Потому как прозябать в той экономике, какая есть сейчас уже нет сил ни у того самого населения (запредельные тарифы  + дороговизна проживания), ни у  бизнеса (у людей элементарно нет денег, чтобы покупать у предпринимателей что-то, выходящее за пределы самого необходимого). Если для крупного бизнеса еще есть какая-то настроенная идеология его развития, то для малого-среднего существующая фискальная политика вызвала уже необратимые противоречия. Все это  с каждым годом усиливает тревогу властей всех уровней, которые делают попытки взять ситуацию под контроль, добиться лучшего будущего и нарисовать хоть какие-то перспективы населению и бизнесу. Пока что получается очень плохо. Пар продолжает уходить в «свисток»…

Недавно вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил, что оффшорная зона на острове Русский может быть создана для всех организаций, а не только попавших под санкции…

—  К сожалению, написанные и утвержденные в самых высоких кабинетах экономические иллюзии в виде тех же НУХов никак не накладываются на дальневосточную «матрицу развития».  Грустные земные экономические реалии и макропоказатели стали вступать в противоречия друг с другом. Поэтому попытка создать финансовую оффшорную зону (англ.offshore- «вне берега» или «налоговое убежище», «налоговая гавань») на острове Русском это, на мой взгляд, не метод привлечения капитала, а попытка международного ( и не только российского?) сырьевого бизнеса и их кэптивных финансовых институтов закрепиться здесь с тем, чтобы продолжить «осваивать» ресурсы Дальнего Востока. При этом, нисколько не учитывая интересы людей, которые здесь живут…

Вообще-то Дальний Восток (и Приморье особенно) оказались своеобразным зеркалом, в котором нашли отражение все самые большие недостатки «матрицы развития». Если кто-то (прагматичный и честный!) представляет себе, что корень дальневосточной проблемы в том, что сюда не идут длинные инвестиционные деньги по причине налогов, тот, на мой взгляд, серьезно ошибается.  Действительно, практически любой финансовый оффшор это, прежде всего, пониженные налоги, ниже тех, которые действуют в нормальных государственных юрисдикциях. Ваш читатель наверняка знает много международных примеров, когда сырьевые экономики использовали свое естественное «состояние» (дар их  недр) во благо своего развития.  Тогда почему не только у меня присутствует уверенность, что оффшор Русского острова будет финансировать и способствовать выкачиванию ресурсов региона, а не создавать высокотехнологичные производства? В таком случае, откуда появятся десятки-сотни тысяч рабочих мест? Хотя нет — несколько сотен кресел (стульев и столов) оффшор все же создаст для финансовых клерков!

Тогда в чем предназначение НУХов?

— Предназначение новых условий хозяйствования, если апеллировать к пяти-десяти летнему будущему, состоит в том, чтобы придать новый импульс «матрице развития» региона. Задача состоит в том, чтобы Дальний Восток  (благодаря природно-ресурсному потенциалу и географическому положению) генерировал для РФ новые интеграционные взаимодействия со странами АТР.

В каких секторах?

— В изучении и освоении наднациональных проблем  Арктики (Якутия, Чукотка, Камчатка и Магаданская область), Мирового океана (Приморье, Хабаровский край, Сахалин) и космоса (Амурская область). Конечно, такие долгоиграющие проекты не несут сиюминутной коммерческой прибыли, но и не «пристраивают» Дальний Восток к сложившимся торгово-экономическим альянсам, партнерам, соседям,  а также торговым союзам с их устоявшимися правилами, кодексами и таможенными войнами. К сожалению, в стремлении «достичь звёзд», власть предержащие как-то забывают, что благосостояние людей, живущих на этих территориях, сейчас зависит, прежде всего, от прикладных проектов, нацеленных на конкретные шаги по улучшению жизни людей. А пока получаются всё больше очередные «нью-Васюки» и прочие «межпланетные шахматные конгрессы».

— Ваше мнение о международной практике работы оффшоров, насколько она может прижиться на почве Русского острова?

— В мире международных финансов существует определенная классификация финансовых оффшоров. Начиная с тех, которые имеют высокий уровень респектабельности,  и кончая теми, деньги которых не просто «пахнут», они сильно «запачканы» преступным «отмыванием». Так вот с последними такими оффшорами, находящимися в черно-серых международных списках, лучше пример не брать (кстати, в них не присутствует никакой вид отчетности). Поэтому предполагаем, что по международной системе классификации оффшоров, на острове Русском будет построен высочайшего класса респектабельный оффшор. В такого рода оффшоре от клиентов потребуют, прежде всего, финансовую отчётность, реестр директоров, учредителей и акционеров. А все ли нувориши захотят после этого уходить в оффшор Русского острова?

Следующий момент тоже очень важен — гарантии принятых оффшором обязательств и проверенное временем (а лучше десятилетиями!)   корпоративное право. Если этого не будет, будут возникать риски …вроде как юридически оффшор Русского острова будет оформлен, но  денег в нем не будет. Вроде как НУХи есть …а отдачи от них нет уже который год.

Увы, современное российское корпоративное право не может похвастаться своими достижениями, т.к. как оно относительно молодо. У крупного международного бизнеса подспудно всегда в голове будет лежать железобетонное кредо – «законы строят страну, а их нарушение разрушает ее». К сожалению, порой возникающая у нас на территориях правовая «необязательность», происходит нередко от того, что отсутствует необходимая для исполнения нормативная и экономическая база. Хотя, напомню, в РФ законодательная (нормативная) база состоит из более чем 111 тысяч федеральных нормативных актов и 60 тысяч нормативных актов в каждом из регионов, а также более чем 3 миллионов (!) нормативных актов, выпускаемых различными ведомствами. Не многовато ли?! Но при всем при этом все равно присутствует несовершенство действующего законодательства по отношению к основной собственности инвестора — права на свои деньги, на извлечение с их помощью прибыли. И оффшорники об этом тоже знают. Ведь не просто так прижилась у нас и такая пословица – «закон, что дышло».

Хотя, быть может на этапе становления оффшора Русского острова, можно позволить применение экстерриториального корпоративного законодательства, например, того же Сингапура, где действует «Magna Carta Libertatum» — английское право, которое считается самым лучшим для обслуживания финансовых операций  IPO.

И еще, если принять тезис, что будущий оффшор Русского острова имеет действительное намерение обеспечить приток денег и улучшение инвестиционного климата Дальнего Востока, то можно было бы предусмотреть законодательно применение на Русском острове корпоративного права страны-инвестора, проще говоря, одностороннее признание решения их судов. Убежден, что это будет совсем иное продолжение истории о НУХ Дальнего Востока!

  — Каковы на Ваш взгляд перспективы оффшоров?

— Существует как бы общий международный тренд по оффшорам сделать их как можно более прозрачными (транспарентными). Действительно на сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков стран, где есть оффшорные юрисдикции. Но, поскольку проблема «бегства капитала» осознана весьма серьезно большинством развитых стран, оффшоры в нынешних условиях уже перестают быть «надёжной гаванью» и средством минимизации налогов. Ситуация в мире  быстро меняется и приобретает  другую тенденцию, что приведет в конечном результате международные финансы  к «правильной» налоговой нагрузке и более пристальному вниманию международных контролирующих органов и банков, производящих операции по счетам лоро и ностро в международных денежных валютах. Также солидные  банки-корреспонденты  при малейшем подозрении могут арестовывать деньги на счетах оффшорных компаний с сопутствующим этой процедуре  разбирательством.

Существование оффшорных зон правительствами развитых стран рассматривается как глобальная проблема, которую предстоит решить в ближайшее десятилетие, так как подобного рода юрисдикции способствуют,   в конечном счете, уклонению от уплаты налогов в стране их зарабатывания. А это прямой путь недоформирования бюджетов стран и рост социального неравенства населения. И все равно, решение этой  задачи с применением технологии блокчейна видится несколько проще, чем регулирование цифровой валюты, определенного мнения по которой  (надзор и регулирование) в мире еще не выработано до сих пор. Но это совсем другая история…

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)