«Поцелуй Байкала» не так уж сладок и безобиден

02.Мар.2022

Общественники Бурятии выступают против надуманной «традиции»

Информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг» сообщило о начале активного обсуждения «растущего тренда на услугу для туристов под названием «Поцелуй Байкала»». Суть заключается в том, что «во льду высверливают «рюмку», куда наливают алкоголь, и отдыхающие выпивают напиток». Разновидностью мероприятия является вариант, при котором высверливание «рюмки» производится не во льду озера, а в отдельной льдине.

Агентство отметило, что не у всех жителей прилегающих к величайшему озеру территорий подобная «традиция» вызывает одобрение. Весьма показательной видится позиция, которую выражает «известный КВНщик и общественник Чингис Болотов». Он высказал мнение о том, по каким причинам не стоит заниматься популяризацией таких действий: «За лето 2021 года только нами было собрано более 300 тонн мусора, и большая доля от объёма собранного мусора составляет «алкомусор», т.е. итоги пьяного отдыха на Байкале. Радовало, что хоть зимой меньше народу, и от этого меньше мусора. Кто-то скажет: «Ну и что такого? Пару случаев не навредит Байкалу»».

Чингис Болотов считает, что так «оскверняют Байкал и открыто популяризируют алкоголь и эковарварство». Бурятский общественник не только поддержал алгоритм, предложенный другим противником «этой забавы» – Павлом Сахияевым («жаловаться на фотографии по хэштэгу и снизить, таким образом, желание блогеров публиковать подобные фото и видео»). Чингис Болотов также призвал «провести проверку работы туроператоров в сфере незаконной продажи алкоголя и загрязнения окружающей среды».

Тему развил интернет-ресурс «Информ Полис». В публикации отражено, что «традиция под названием «Поцелуй Байкала»» была придумана туроператорами. Между тем, восторг путешественников отнюдь не разделяют многие местные жители, которым «не нравится ни сам ритуал, ни пятна от алкоголя, которые остаются на поверхности священного водоёма».

Размещаемые в соцсетях ролики далеко не у всех вызывают восторг, подчас появляются и предостережения о том, что «туристов за это накажет Байкал», и даже более резкие комментарии.

Тем не менее, в ряде пабликов продолжается пропаганда странной «традиции», из-за чего «…у кое-кого озеро теперь ассоциируется исключительно с пьянством».

Интересным моментом в рассматриваемом сообщении видится мнение «бурятских шаманов из местной религиозной организации (МРОШ) «Тэнгэри»»: «В сознании народа нашей традиции имеется глубокое понимание сохранения родников, рек и озёр в кристальной чистоте во благо потомков. Употребление спиртных напитков вблизи любых водоёмов всегда запрещалось у бурят-монголов. Даже запах, исходящий от алкоголя, может осквернить духовный подводный мир и вызвать гнев Лусад-хана – божества нижнего мира и воды, не говоря уже о прямом возлиянии спиртного в воду или на лёд».

Шаманы также отметили, что не допускалось попадания в водоёмы и реки крови. В них «нельзя было мыться и стирать вещи», поскольку «всё это относится к тяжелейшему греху, влекущему колоссальную дисгармонию в окружающей среде и всеобщей карме народа».

Считая озеро Байкал «святыней бурят-монгольского народа», представители традиционных верований указывают на то, что воды и берега Байкала «хранимы не только Лусад-ханом, но и Бахар хара ноёном – божеством, являющимся одним из тринадцати северных божеств «Арын 13 ноёд»». И напоминают об исторических корнях традиции, заложенной основателем и первым великим ханом Монгольской империи Чингисханом, который обозначил Баргуджин-тукум как заповедную территорию.

Представители «Тэнгэри» указывают прямо: «Это родина наших предков, к которой относится священный Байкал, являющийся самой сакральной его частью. Был введён строжайший запрет на совершение там любых негативных действий. Наши предки, следуя тэнгэрианским канонам, оберегали покой священного моря, не приносили скверну его водам и берегам. В зимнее время, при перегоне скота возле скалы, ныне называемой «Шаманкой», копыта заворачивали в войлок, чтобы не шуметь».

Что касается захламления побережья Байкала и употребления алкогольных напитков на озере, да и проведения автопробегов, то всё это «негативно отражается на духовном и экологическом балансе священного моря и может повлечь большие катаклизмы».

Фото: сообщество «Записки Байкальского Гида».


Оставить комментарий


Комментарии(0)