«Полярному экспрессу» альтернативы нет?

10.Июн.2021

Соглашение об участии в нём Госкорпорации «Росатом» подписано в рамках ПМЭФ

Как сообщило электронное СМИ ComNeews.ru, на Петербургском международном экономическом форуме Госкорпорация «Росатом» подписала соглашение об участии в проекте прокладки подводной волоконно-оптической линии из Европы в Азию по дну российских арктических морей. Так сложилось, что «Полярный экспресс» хронологически появился позднее двух других проектов, но, по всей видимости, оказался на сегодня единственным из возможных в плане реализации. Причём – «первым по срокам старта».

До недавней поры специалисты рассматривали проект Arctic Connect как наиболее вероятный вариант, но он оказался замороженным, поскольку «за неделю до вхождения «Росатома» в «Полярный экспресс» российский участник кабельной системы Arctic Connect – «МегаФон» решил пересмотреть структуру и экономику проекта». Едва ли прежняя роль окажется и у другого кабельного проекта: «Северное сияние» может слиться с «Полярным экспрессом», поскольку «с прошлого года его инициаторы пытались привлечь «Росатом» как государственного партнёра.

В публикации отражено, что 4 июня на стенде «Росатома» соглашение о сотрудничестве по проекту «Полярный экспресс» было подписано АО «Атомный энергопромышленный комплекс» («Атомэнергопром») и будущем оператором этой подводной оптической линии – ФГУП «Морсвязьспутник». Соглашение скрепили подписями председатель совета директоров, заместитель директора АО «Атомэнергопром» Екатерина Ляхова и генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников.

Как прокомментировала подписанное соглашение Екатерина Ляхова, «ГК «Росатом» – инфраструктурный оператор Северного морского пути (СМП), и подводная ВОЛС в Арктике – один из её важнейших элементов. Оптическая линия поможет в обеспечении ключевой задачи – круглогодичного судоходства по СМП». По её словам, с учётом протяжённости ВОЛС «Полярный экспресс» (она составит 12650 км) требуется соответствующее надёжное энергообеспечение. А когда новая линия будет построена, то на «Росатом» могут быть возложены дополнительно две значимые функции. Как отметила Екатерина Ляхова, «мы планируем строить в арктической зоне ЦОДы, для которых совершенно необходимо будет использование ресурсов высокоскоростной подводной ВОЛС. Мы также будем партнёром компании «Морсвязьспутник» при коммерциализации мощности этой оптической линии на российском и зарубежных рынках».

Важным замечанием поделился и Андрей Куропятников, заявив, что «Полярный экспресс» является государственным проектом, и подписанное с АО «Атомэнергопром» соглашение «не предполагает выделения той или иной доли в нем «Росатому»».

Руководитель «Морсвязьспутника» выразил уверенность в том, что высокая отраслевая экспертиза ГК «Росатом» поможет руководимому им предприятию «реализовать стратегические цели по цифровизации побережья Арктики и Дальнего Востока России», а это «способствует выполнению указа Президента РФ «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.», включая развитие сберегающих технологий и технологий создания инфраструктуры центров обработки данных».

Важным обстоятельством видится то обстоятельство, что судно-кабелеукладчик предполагает выйти из порта Мурманска в конце июня.

Издание напомнило о том, что запуск «Полярного экспресса» был анонсирован в апреле т.г., когда проводилась совместная пресс-конференция Минтранса РФ, ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник» и головного исполнителя проекта – АО «Управление перспективных технологий». Сам проект (его стоимость оценивается в 65 млрд руб.) предполагает «не только прокладку трансарктической ВОЛС от Мурманска до Владивостока, но и строительство в Мурманске завода по производству подводного оптического кабеля». Структура кабельной системы «Полярный экспресс», как отмечают разработчики проекта, должна включать в себя «150 оптических ретрансляторов и состоять из шести пар волокон: четыре пары – для транзита трафика Европа – Азия, а две – для выхода на берег в российских арктических портах».

Важно отметить, что компания МТС (она подписала соответствующее соглашение с ФГУП «Морсвязьспутник» на полях ПМЭФ-2021) «застолбила» для себя возможность резервирования каналов на всей протяжённости ВОЛС «Полярный экспресс» либо её отдельных участков. Это означает (данный момент выделен в обозреваемой публикации), что «партнёры совместно проработают возможности организации отдельной линии связи между береговой станцией трансарктической ВОЛС в посёлке Териберка и Мурманском, а также проанализируют параметры организации отдельной точки выхода этой подводной кабельной системы на территории ЯНАО. На базе ресурсов новой подводной линии «Морсвязьспутник» и МТС планируют строительство наземных сетей связи для нужд морских портов и добывающих предприятий Крайнего Севера и Дальнего Востока».

Президент ПАО «МТС» Вячеслав Николаев по этому поводу заявил: «Взаимодействие с «Морсвязьспутником» позволит МТС качественно и эффективно обеспечить все возрастающие потребности бизнес-клиентов и частных потребителей в северных регионах страны, в том числе развивать в регионе высокоскоростные сети последних поколений, возможность реализовывать решения в области IoT, электронной коммерции, беспилотного транспорта, искусственного интеллекта, промышленной автоматизации, защищённой связи с учётом растущих требований по информационной безопасности, хранению и обработке данных».

Отдельно нужно обозначить роль «Росатома» как «ключевого инфраструктурного игрока в Арктике»: госкорпорация получила такую роль в конце 2018 года, и связано это с внесёнными изменениями в закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Появление в документе пункта 5 является очень многообещающим, поскольку он гласит: «Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с планом развития инфраструктуры СМП, который разрабатывает ГК «Росатом»…»

СМИ ComNeews.ru полагает, что именно этой причиной может быть объяснено поведение компании «Супертел», которая искала партнёрства с ГК «Росатом», затевая проект «Северное сияние» (он предусматривал строительство подводной ВОЛС в Арктике). Компания перед этим обрела финансового партнера в лице банка «Россия», после чего ей срочно потребовался государственный партнёр. Как по этому поводу высказывался генеральный директор ОАО «Супертел» Константин Лукин, «для старта проекта должна быть политическая воля. Инфраструктурные проекты на стратегических территориях должен согласовать если не президент страны, то как минимум Совет безопасности РФ. У нас есть финансовый партнёр. Нам нужно наладить диалог с «Росатомом», чтобы понять, участвуют они в проекте от лица государства или оставят это коммерческой структуре».

Как только стало известно, что в проект «Полярный экспресс» включился «Росатом», глава упомянутой компании обозначил, что объединение «Северного сияния» с этим проектом воспринимается как «наиболее логичное развитие ситуации». Это обусловлено тем, что «производитель подводных оптических усилителей в России пока один – «Супертел»».

По-своему интересно и то замечание Константина Лукина, что для руководимой им компании «коммерческие интересы в данном проекте не первичны, так как на покупку оборудования приходится не более 10% стоимости всего проекта». Первичными выступают «национальные интересы, а не коммерческий проект».

В обозреваемой публикации также говорится о том, что ещё в рамках ПМЭФ-2019 «МегаФон» «подписал соглашение о создании консорциума для строительства подводной ВОЛС в Арктике с финским инфраструктурным оператором Cinia Oy». (Речь идёт о линии, получившей условное наименование Arctic Connect). И тогда, в 2019 году, генеральный директор ПАО «МегаФон» Геворк Вермишян заявил: ««МегаФон» рад присоединиться к крупнейшему международному инфраструктурному проекту, который позволит не только связать континенты через Арктику, но и обеспечить интересы «МегаФона» как лидера цифровых возможностей – в развитии сетевой инфраструктуры для потребителей Арктики и Дальнего Востока». А уже с текущего года компания стала подписывать договоры о сотрудничестве в рамках проекта с властями примыкающих к Северному морскому пути арктических регионов – сперва с Республикой Саха (Якутия), а затем с Ненецким автономным округом.

В мае 2021 года стало известно о замораживании строительства линии Arctic Connect в связи с пересмотром «структуры и экономики проекта». Финский партнёр «МегаФона» обнародовал официальное заявление о том, что «ключевые заинтересованные стороны решили приостановить проект». При этом руководство компании подтвердило существование проекта и наличие к нему «большого международного интереса».

В ходе ПМЭФ-2021 Геворк Вермишян, говоря о причинах заморозки проекта, дал понять: «Проект инфраструктурный и тяжёлый. После фазы исследований возникла необходимость довнести существенные изменения. Вполне разумно, когда такой проект ставится на паузу для пересмотра». Хотя пересмотр этот вполне может предполагать отказ «МегаФона» от участия в Arctic Connect.

СМИ ComNeews.ru подытожило, что весьма вероятно представляется вывод о возможном варианте сохранения лишь одного проекта прокладки подводной ВОЛС вдоль арктического побережья России. А именно – «Полярного экспресса», инициированного Минтрансом РФ и «Морсвязьспутником». Этот проект, подчёркивается в публикации, «…обеспечен финансированием в объёме около $890 млн и поддержан госкорпорацией «Росатом» – инфраструктурным оператором Северного морского пути». В силу такого расклада весьма вероятно предположение: либо инициаторы двух других проектов откажутся от своих изначальных замыслов, либо вынуждены будут присоединиться к «Полярному экспрессу».

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)