Повышенная «боенеготовность» преодолена. Надолго ли?

04.Фев.2021

С дефицитом топлива на Дальнем Востоке, похоже, справились…

Не всё так просто, как кажется на первый взгляд

Ожидалось, что 3 февраля Хабаровский нефтеперегонный завод должен был возобновить отгрузки топлива в полном объёме. Напряжённая ситуация на предприятии, связанная с «техническими проблемами», ранее привела к достаточно драматическим последствиям. Дефицит бензина ощущался не только в Хабаровском крае (причём «на подсосе» остался даже Комсомольск-на-Амуре, где функционирует завод аналогичного профиля), но в конце января неприятно затронул и другие территории, включая Приморский край, Амурскую и Еврейскую автономную области, а также Чукотский автономный округ.

Как прокомментировало ситуацию «РБК», сославшись на неназванного представителя Минэнерго России, выправить положение пришлось в «пожарном» порядке путём направления в дальневосточные регионы довольно крупной (порядка 38,6 тыс. тонн) партии ГСМ с заводов Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов. Агентство процитировало слова источника, из чего стало понятно, что «основной объём товара был закуплен в рамках дополнительной торговой сессии на биржевых торгах (…) Сверх указанных объёмов были в кратчайшие сроки обеспечены поставки топлива из Росрезерва».

Было ли ЧП «плановым»?

Неполадки на Хабаровском НПЗ приключились в середине января: вышло из строя оборудование, которое до того позволяло производить порядка 50 тыс. тонн бензина в месяц (2 тыс. тонн в сутки). Сообщения о дефиците топлива вызвали ажиотажный спрос на заправочных станциях. По анализу «РБК», такая ситуация могла повлечь рост цен на бирже, хотя власти Хабаровского края такую связь отрицали, говоря о начале повышения цен едва ли не за неделю до начала «плановых ремонтных работ на заводе».

Руководство предприятия заверяло, что процесс пуско-наладочных работ завершён, производство бензинов АИ-92 и АИ-95 возобновлено, и проблем с выходом в эксплуатационный режим нет. Однако картина оказалась не такой уж безоблачной: пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края 2 февраля оповестила, что «предприятию не удалось запустить все установки вторичной очистки топлива, чтобы начать выпуск бензина». Пришлось региональным властям разработать временную оперативную схему доставки и продажи топлива в Хабаровском крае. Об этом сообщил заместитель председателя правительства края по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук. Такие меры были призваны обеспечить свободную продажу бензина за наличный расчёт вдоль автотрасс от Бикина до Комсомольска-на-Амуре. В краевом центре и в Комсомольске-на-Амуре часть заправок «ННК» обслуживала покупателей по картам и за наличный расчёт, остальные – или за «наличку» или по картам. Ограничений на реализацию бензина на заправках «Роснефти» не устанавливалось.

В общем массиве информации трудно (но всё-таки возможно!) было установить, стоит ли считать приостановку работы Хабаровского НПЗ экстренной или же плановой. Среди немногих информационных ресурсов, которые высказали предположение о втором из возможных вариантов, может быть назван портал finanz.ru, в публикации которого промелькнула очень красноречивая фраза: «Власти объясняли происходящее плановой модернизацией Хабаровского НПЗ, которая началась 18 января и должна была завершиться к концу месяца».

«Если завтра война…»?

В том же материале приоткрыта завеса тайны над тем, какие же такие источники топлива были мобилизованы для преодоления возникшего было топливного кризиса на Дальнем Востоке. Отказывается, что в ход был пущен «особый запас стратегических товаров, предназначенный, среди прочего, для военного времени («мобилизационных нужд» экономики) и ликвидации последствий ЧС».

Сложившаяся ситуация – и в самом деле неординарная. Насколько она чрезвычайна и насколько рукотворна? В этом, по-хорошему, не мешало бы разобраться государственным структурам, наделённым соответствующими полномочиями. Поэтому-то прокуратура Хабаровского края взялась (лучше поздно, чем никогда) провести по вопиющему факту проверку. Сообщение о ней появилось на сайте надзорного ведомства лишь вечером 3 февраля. В публикации отмечено, что в ходе этой проверки «будет дана оценка действиям (бездействию) органов власти, руководства нефтеперерабатывающего завода, возникшей проблемы, а также своевременности поставки топлива в регион». Понятное дело, что при наличии оснований стоит ожидать принятия мер прокурорского реагирования.

Неужели надо было всё доводить до крайней точки в и без того неспокойном регионе?!.


Оставить комментарий


Комментарии(0)