Право на сдачу: почему на рынке автошкол во Владивостоке у ГИБДД появляются «любимчики»?
Прокуратура Приморского края проведет проверку «экзаменационной деятельности» во Владивостоке. Повод – монополизация услуг по сдаче на права со стороны ДОСААФ при поддержке Госавтоинспекции
Владивосток, как известно, город до предела автомобилизированный: на одну семью приходится 2, а иногда и 3 машины. Поэтому ёмкость рынка услуг по обучению вождению до сих пор внушительная: каждый месяц десятки человек обращаются в десятки автошкол для обучения с целью «получения прав». То есть, в год — десятки, если не сотни тысяч человек пытаются стать водителями в одном только Владивостоке. Казалось бы, для малого и среднего бизнеса, к которому относятся автошколы Владивостока, наступили «золотые деньки». Но нет. Главным препятствием при сдаче экзаменов в ГИБДД является не «лежачий полицейский», а слишком вольное обращение с законодательством полицейскими – стоячими и ходячими
Игра в монополию?
Наверное, всякий или почти всякий, кому довелось сдавать экзамены на получение водительского удостоверения во Владивостоке, задавался вопросом: почему сложилась такая практика, при которой обучение водительскому делу могут проводить несколько автошкол, а приём квалификационных экзаменов проводится всего в одной? Как так получается, что подразделения ГАИ – ГИБДД системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (в условиях краевого центра Приморья – УМВД России по Приморскому краю) производят приём первой части практического экзамена исключительно на территории автошколы ДОСААФ, находящейся по адресу: проспект Столетия Владивостоку, 57-а?
Сколько ни бейся, как рыба об лёд, — нигде не найдёшь официального обоснования такого порядка или, если угодно, какой-то странной формы любви к этой автошколе, которая – по своему юридическому статусу — не является государственной или муниципальной структурой.
Происходит такая ситуация уже не первый год. И, наверное, поэтому буквально несколько дней назад в прокуратуру Приморского края поступила жалоба, в которой ситуация с «монополизацией» рынка сдачи экзаменов одной автошколой, описана во всех красках. При этом жалоба «ушла» не только в прокуратуру, но также и в адрес полпреда в ДВФО Юрия Трутнева, в Приморское УФАС и в другие контрольно-надзорные ведомства.
В обращении гражданина, направленном в прокуратуру Приморья, задается вопрос — неужели автошкола ДОСААФ – единственная и неповторимая, которая укладывается в установленные Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» рамки? Особенно интересно рассмотреть пункт 16, в соответствии с которым допускается проведение теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих правилам, при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий и учебно-материальной базы. Если внимательно изучить ситуацию, досконально и, что не менее важно – непредвзято, оценить обстановку, то можно прийти к выводу: свыше десятка автошкол города Владивостока, исполняя требования указанного документа, организовали на своей территории не только учебные классы, но так же и автодромы, которые соответствуют всем заявленным критериям.
Стоит заметить, что подобное «хозяйство» создать, да и содержать в надлежащем состоянии – дело не из дешёвых: затраты на полную организацию автодромов и учебных классов включают в себя налоги на имущество, на землю, оплату охраны территорий и т.п. Но… есть непреодолимое (по крайней мере, на данный момент и в данных конкретных условиях) препятствие: невозможность для образовательных учреждений (автошкол) использования в полной мере своих автогородков и автодромов натыкается на действия подразделений ГИБДД. Именно по их «милости» обучаемые в автошколах ученики «стройными рядами и колоннами» направляются в одну автошколу – в ДОСААФ.
Если кто думает (по наивности ли, по незнанию законодательства или же по каким иным причинам), что в том нет ничего плохого, — тот глубоко заблуждается. Ибо такая ситуация не только нарушает статью 15 федерального закона «О защите конкуренции», но и может порождать «конфликт интересов» и даже коррупционные нарушения со стороны должностных лиц ГИБДД, поскольку в такого рода навязывании одного места для сдачи экзаменов можно усмотреть заинтересованность, в том числе – финансовую. Чем это доказывается? Можно достаточно легко обнаружить, что каких-либо конкурсов или тендеров на предоставления площадки для государственной услуги (а такая услуга, как сдача экзамена, является государственной) не проводилось. Более того: въезд на территорию автошколы ДОСААФ во Владивостоке для учебных автомашин других автошкол с целью прохождения обучения навыкам вождения и/или сдачи экзаменов является платным. Из этого следует вполне логичный вывод: налицо – нарушение свободной предпринимательской деятельности и конкуренции. А действия должностных лиц УМВД России по Приморскому краю и региональной организации ДОСААФ вступают в непримиримое (или это только кажется?) противоречие с требованиями указанного выше Постановления Правительства РФ и приказа МВД России от 20 октября 2015 г. №995. Стоит ли при этом говорить ещё и о том, что навязанные государственным органом (структурами Управления ГИБДД УМВД по Приморскому краю) услуги дискредитируют органы власти? Вопрос, стоит полагать, — риторический.
«Букет» нарушений – в подарок надзорным ведомствам
Впрочем, можно, да и нужно, поставить вопросы, на которые необходимо получить вразумительные и, что не менее важно, обоснованные законодательно ответы относительно порядка, царящего в ходе сдачи экзаменов с участием инспекторов ГИБДД во Владивостоке. Или, что точнее, — беспорядка. Ибо, если рассмотреть, как этот процесс организован, можно увидеть отсутствие чёткой организации процесса сдачи экзаменов, не выстроена очередность сдачи, не организована работа туалетов, не имеется точек питания и т.п. Ведь вопрос о том же питании и туалетах – это не просто свидетельство элементарной бытовой неустроенности, а гораздо более значительный.
Можно даже сказать, что фактически сложившаяся и инициированная представителями ГИБДД монополизация рынка государственных услуг во Владивостоке не только разрушает «конкурентную среду» и наносит вред иным участникам рынка образовательных услуг (автошкол), но и нарушает закреплённые конституционно права граждан. Ведь речь идёт даже не о самой «технологии» приёма квалификационных экзаменов (качество, увы, оставляет желать лучшего), но и об элементарных правилах санитарии.
Картина выглядит так: с «легкой руки» должностных лиц ГИБДД, во Владивостоке всех учеников автошкол (даже тех, у кого есть собственные автогородки и автодромы) загоняют «для экзаменов» на одну-единственную точку – в ДОСААФ. При этом стоит обратить внимание на то, что в других городах Приморского края автошколам, у которых имеются собственные оборудованные автогородки и автодромы, где проводится процесс обучения, — разрешается использовать их для приёма экзаменов сотрудниками ГИБДД. По меньшей мере – странно, что в пределах одного Приморского края должностными лицами ГИБДД нарушается принцип единообразия применения федерального законодательства. Развеять сомнения по поводу этих «странностей» — давно пора надзорным органам, да и выводы сделать соответствующие.
Принять решение нужно безотлагательно!
Как видим, проблема – не просто острая, она – кричащая. Принимать меры нужно экстренно, ибо такое откровенное игнорирование интересов других компаний (образовательных учреждений – автошкол) вполне может привести к тому, что добросовестные участники рынка образовательных услуг будут вынуждены отказаться от работы в данном сегменте рынка или же потерять часть клиентуры и доходов. Если сейчас, в период экономического кризиса, когда и Президент России, и Председатель Правительства РФ призывают развивать предпринимательскую инициативу и снижать число «административных барьеров» для малого и среднего бизнеса, — практика ограничения количества площадок, используемых для сдачи экзаменов до единственной (школы ДОСААФ города Владивостока) может быть расценена как антигосударственная и вредоносная, противоречащая действующему российскому законодательству. Это уже – не «личные обиды», здесь, как говорил известный киногерой из «Белого солнца пустыни», «за державу обидно!»
Иди, куда хочешь, но только – в одном направлении?
Хотелось бы обратить внимание и ещё на одно немаловажное обстоятельство. А именно – систему (как можно понять, речь идёт именно о системе, а не частном случае из общей череды нарушений разных нормативных документов, да и подчас – здравого смысла) сдачи экзаменов на владение практическими навыками вождения во Владивостоке. Дело в том, что сотрудниками территориальных подразделений УГИБДД УМВД по Приморскому краю утверждено всего три маршрута. Первый из этих маршрутов включает в себя улицы Нейбута и Адмирала Кузнецова, второй — улицы Днепровскую и Тухачевского, третий пролегает в районе Второй речки.
Выбор столь малого количества маршрутов для сдачи практической части экзаменов (вождения в черте города) фактически приводит к тому, что указанные улицы заужаются, переполняются учебными автомашинами. При этом существенно снижается скорость передвижения остальных участников движения (включая общественный транспорт), создаются заторы и аварийные ситуации. Логичен вопрос: кто от этого находится в выигрыше?
Отдельно стоит остановиться на двух из названных маршрутов, которые используются для сдачи практической части (вождения) во Владивостоке. Тот из маршрутов, который пролегает по улицам Адмирала Кузнецова и Нейбута, — достаточно сложен из-за «сопочного рельефа», он характеризуется высокими перепадами заездов и съездов. Конечно, можно вспомнить знаменитое выражение Александра Суворова из его «Науки побеждать»: мол, тяжело в учении – легко в бою. Но, позвольте, с кем на улицах и дорогах Владивостока, Приморья, да и других территорий (если туда занесёт какая нелёгкая) нужно «воевать» водителю, доказывающему свою пригодность к управлению транспортными средствами? Или экзамен рассчитан на то, что выпускник автошколы сразу же должен стать водителем-экстремалом?!
Не стоит сбрасывать со счетов, что данные улицы, по которым приходится передвигаться испытуемым, — достаточно узкие даже для своего традиционного транспортного потока. А на улице Адмирала Кузнецова – на отрезке в полтора километра (!) – на проезжей частей имеется пять сооружений типа «лежачий полицейский». Высота этих ИДН (искусственных дорожных неровностей) не соответствует ГОСТу (в этом любой экзаменатор из ГИБДД может убедиться, справившись у своего коллеги по службе, который занимается дорожным надзором), да и нарушен принцип сооружения – неровность должна соответствовать понятию «скатно-накатного» возвышения. Далее: на улице Адмирала Кузнецова практически отсутствует светофорное регулирование, а «лежачие полицейские» находятся в местах размещения нерегулируемых пешеходных переходов. Если подойти к анализу состояния дорожного полотна и других факторов, то можно прийти к выводу: этот участок дорожной сети Владивостока создаёт неудобство и нервозность даже для водителей с большим стажем (не говоря уже о новичках, которые только-только отправляются в самостоятельный путь). Всё это, как минимум, вызывает недоумение и недопонимание, какой логикой руководствовалась ГИБДД при выборе и утверждении данного маршрута сдачи экзамена. При этом далеко не мелочами видятся бытовые неудобства: на «точках отстоя», где курсанты автошкол и их инструкторы дожидаются своей очереди, не найти ни точек питания, ни туалетов (а это – вопиющее нарушение правил гигиены). Ожидание же очереди на сдачу экзамена может составлять от одного до четырёх часов.
Теперь рассмотрим все «прелести» второго маршрута сдачи экзаменов, подтверждающих навыки практического вождения (он включает улицы Днепровскую, Тухачевского, Камскую, Карбышева). Проезжая часть на улице Днепровской – узкая, дорожное полотно изобилует открытыми люками ливневой канализации; это небезопасно даже для опытных водителей, а уж при подготовке к сдаче экзамена или при сдаче экзамена – «легко и непринуждённо» может привести к аварийной ситуации. Далее: перекрёсток улиц Днепровской и Тухаческого является сложным даже для водителей с большим стажем, к тому же – так называемым «очагом аварийности», что связано с частыми случаями ДТП, происходящими именно в этом месте. Из этого следует вывод о том, что нет никакой необходимости проводить там экзамен, если целью экзамена не является «провал» сдачи курсантом испытания (вождения). Наконец, «точка отстоя» учебных автомашин в указанном месте не оборудована туалетами и точками питания – со всеми вытекающими (уж простите за двусмысленность слов) отсюда последствиями.
«Гордиев узел» проблем: разрубить или развязать?
Подводя итоги сказанному, можно сказать: перечисленные выше и многочисленные нарушения, которые даже невооружённым глазом можно рассмотреть, вступают в противоречие с действующим законодательством. Это не только ничем не оправданные отступления от федеральных законов, но и игнорирование требований административных регламентов МВД России, которые были разработаны для организации экзаменов ГИБДД, единообразия применения правил сдачи экзаменов учениками автошкол и т.п. Действия должностных лиц ГИБДД, которые отвечают за приём экзаменов во Владивостоке (в том числе — путём согласования маршрутов, организации запретительных мер для сдачи экзаменов на других площадках, кроме ДОСААФ и т.п.) находятся вне правового поля и не имеют ничего общего с законом. Такие действия можно расценить как фактически перечёркивающие юридические нормы, отменяющие нормальное применение федерального законодательства в части приема экзаменов на право управления транспортными средствами и ставящие в зависимость автошколы автошколы (предприятия малого и среднего бизнеса) от позиции конкретных должностных лиц ГИБДД.
На эту ситуацию с автошколами во Владивостоке уже обращала внимание приморская «ОПОРА РОССИИ» — всероссийская организация малого и среднего бизнеса, которая защищает интересы предпринимателей. Председатель приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Виталий Гуменюк подтвердил – в прошлом году «ОПОРА» действительно разбиралась с этой ситуацией, даже пыталась вывести ее на федеральный уровень. Однако, за истекшие полгода ситуация в лучшую сторону так и не изменилась – как происходила «монополизация» рынка «автоэкзаменов», так и происходит. Вот и «текут» «денежные ручейки» в одном, наверное, нужном кому-то конкретному, направлении.
Наверное, правомерно (эту точку зрения, как видится, должны оценить прокуратура, антимонопольная служба, Роспотребнадзор и другие государственные структуры, в чьём ведении находится разрешение тех или иных поднятых вопросов) говорить о глобальной «заинтересованности» в такой «неразберихе» конкретных лиц, в результате которой оказалось возможным такое сращивание интересов государственных лиц – правоохранителей с интересами «взаимодействующих организаций».
Такое «вмешательство» — это не практика «кошмарения бизнеса», а нормальное и естественное в условиях правового государства (о котором не говорит только ленивый) восстановление нарушенных прав участников предпринимательской деятельности в сфере образования (автошкол) и обучаемых в них граждан.
Теперь прокуратуре Приморского края предстоит провести проверку и все-таки увидеть всю эту «экзаменационную арифметику». Чтобы у них лиц, отвечающих за прием экзаменов, не возникало эксклюзивного «права на сдачу» и других «игр в монополию»…
Оставить комментарий