Представители лесной отрасли Приморья пожаловались Марине Шемилиной на непреодолимые «административные» барьеры

24.Авг.2020

Как следует из текста письма, в Приморье валютоёмкий лесоперерабатывающий бизнес постепенно «удушается» силами чиновников, что может привести к потерям наполняемости краевого бюджета и к росту безработицы в «лесных» районах края

«Крик души» в виде письма в адрес приморского бизнес-омбудсмена Марины Шемилиной, в котором говорится о том, как силами чиновников в последние полгода уничтожается лесная отрасль края – причём, как в сфере добычи леса, так и в сфере лесопереработки.

В письме говорится о том, что, в общем-то, и так известно. Несмотря на то, что к середине 2010-х годов в сфере лесооборота в Приморье наведён порядок, сегодня в крае создаётся обстановка, которая не способствует работе лесодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий. Жалуются предприниматели на многочисленные «административные барьеры», которые не позволяют месяцами отравить товар на реализацию, что существенно затрудняет и выплату зарплаты, и сохранение рабочих мест в сфере лесного бизнеса. Затяжка происходит на всех этапах: и в ходе получения фитосанитарных сертификатов, и при согласовании так называемых «сертификатов СИТЕС», позволяющих вывозить те или иные породы деревьев. Прибавило проблем отрасли и то, что на погранпереходах возникают очереди из грузовиков, а железная дорога тоже не спешит подавать вагон под лес.  

Вот, что сообщается в письме в адрес бизнес-обмудсмена: «В то время, когда бизнеспроцессы в мире достигают невероятных скоростей, в лесной отрасли Приморского края они замедлились до предела. Лесные декларации регистрируются месяцами и часто через суд (по закону 5 дней), разрешения СИТЕС получаются на руки в течении двух месяцев (по закону максимум 30 рабочих дней), заявки на отбор проб для получения фитосанитарных сертификатов отрабатываются неделями (по закону максимум 7 дней), машины и вагоны с груженными лесоматериалами с момента отправки с завода добираются в Китай через месяц. В связи с затягиванием сроков отправки продукция лесопереработки теряет свои товарные качества и продается уже по заниженной цене. Это приводит к недополучению прибыли и т.н. «кассовым разрывам». При этом налоги, зарплаты, арендные платежи и прочие выплаты необходимо платить вовремя.

Мелкие и средние лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия Приморского края в большинстве своем имеют территориальную привязку к населенным пунктам на территории Приморского края, расположенным недалеко от арендуемого участка, и часто являются основным местом занятости сельского населения, а также являются основными налогоплательщиками для населенных пунктов. В настоящее время в лесопромышленном и связанном с ним отраслями задействовано более 5% населения Приморского края, при этом в основном обеспечиваются работой жители удаленных населенных пунктов. В случае ликвидации малых и средних предприятий лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли, заложниками безработицы и падения собираемости налогов станут жители населенных пунктов (фактически – моногородов), а также бюджеты районов и сельских поселений. Это породит еще больший отток населения и отрицательную демографическую динамику Приморского края, которая пока не исправлена ни ТОСЭРами, ни Свободным портом, ни «дальневосточным гектаром»!»

В своём письме предприниматели указывают сразу несколько структур, где возникают проблемы: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, таможенные органы, Российские железные дороги и т.д. Власти Приморья на протяжении восьми последних лет говорили о необходимости «глубокой переработки» леса. Но парадокс – сегодня даже переработанная лесопродукция месяцами не может выйти за границу (хотя расстояние между российским Приморьем и КНР – минимально), и на этом терпят убытки все: не происходит пополнение за счёт налогооблагаемой базы, нет роста таможенных платежей, сокращаются штаты на «лесных» предприятиях, а ведь во многих лесных районах края (Кавалеровский, Чугуевский, Пожарский, Дальнереченский, Красноармейский, Тернейский и т.д.) для взрослых мужчин зачастую нет другой работы, как в лесной отрасли. Это, в свою очередь, порождает «социальную напряжённость». Кстати, во многих «лесных» районах выборы не за горами – вот уж, где поле для «социального протеста».

Предприниматели обращают внимание, что проблема с лесной отрасль в Приморье возникла как-то очень одномоментно. Минлесхоз Приморья, например, до сих пор не спешит отвечать на вопрос – кому, когда и на каких условиях будут выдаваться участки под «лесную» аренду. Сезон активных лесозаготовок идёт зимой: под это готовят технику, нанимают людей и т.п. Но вот уже осень на дворе, а с арендой леса нет никакого понимания. Почему? Может быть потому, что сегодня в Минлесхозе идут мощные кадровые ротации, в результате которых на «распорядительные» должности приходят люди, которые раньше не имели опыта работы в лесной отрасли?

Такая же проблема – с выдачей разрешений СИТЕС, которые нужно получать только в Хабаровске, и только лично. При этом нормой становятся задержки с выдачей документов, а это – простой транспорта и потеря товарного вида древесины. Да и железная дорога (что странно!) не спешит вывозить лес в КНР, хотя это «живые» деньги.

Ну и наибольшее возмущение вызывает ситуация на погранпереходе в Пограничном. Там уже не в первый раз возникает ситуация с тем, что машин скапливается много, приходится ждать целый месяц, чтобы совершить один рейс. Краевые власти грозятся разобраться, привлекают к решению проблем с грузовиками Росгвардию и ГАИ, очередь сдерживают искусственно. На самом же деле проблема куда как проще: нужна чёткая договорённость между российской и китайской стороной о том, чтобы увеличить количество пропускаемых со стороны РФ хотя бы до 60 единиц в сутки. В Приморье хватает структур, которые существуют за деньги государства и якобы оказывают содействие в развитии экспорта. Однако, по факту, первые же трудности на погранпереходе демонстрируют, что никакого содействия нет. Таможня и Россельхохнадзор, к примеру, заканчивают свою работу в 18 часов – строго по расписанию.  Но ведь ещё при подготовке к Саммиту АТЭС в 2012 году много говорилось о круглосуточной работе погранпереходов в Приморском крае. Фантастические идеи под названием «транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» пока так и остались пустыми и напыщенными «хотелками» федеральных и приморских «международных» чиновников. С такой пропускной способностью, как у погранперехода в Пограничном, Приморье точно стоит на «обочине» АТР в позиции «Золушки» — хотелось бы поучаствовать в балу, но нет ничего, с чем можно на этот бал пойти. А ведь, начиная с 2012 года, на тему увеличения пропускной способности приморских погранпереходов проведены сотни совещаний и десятки российско-китайских фуршетов. А воз и ныне там.

Возможно, что Марине Шемилиной удастся собрать за одним столом переговоров всех тех, кто причастен к лесному бизнесу в Приморье: и сами лесоперерабатывающие компании, и чиновников-«контролёров», и представителей Правительства Приморского края. Нужен диалог: иначе вслед за «смертью» лесного бизнеса края наступит погибель отдалённых посёлков на границе с КНР. И это при том, что государственная политика РФ, наоборот, направлена на увеличение демографии в приграничных районах.

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)