Приморский конвой – бдительный, а не злой
В ГУФСИН по Приморью показательно отметили день конвоира
20 января отмечается День специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, попросту говоря – день конвоира. Началом конвойной службы в России послужил указ императора Александра III. На всех этапах исторического развития государства подразделения по конвоированию вносили значимый вклад в обеспечение законности, правопорядка и борьбу с преступностью. В Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю профессиональный праздник отметили показательными учениями, увидеть которые довелось и журналистам. И если «Вологодский конвой – самый злой» как гласит старая поговорка с Русского Севера, то конвой приморский оказался как раз спокойным, сдержанным, но максимально бдительным.
«В те времена укромные, Теперь — почти былинные, Когда срока огромные, Брели в этапы длинные» – пел знаменитый Высоцкий. «Этап», «автозак», «столыпинский вагон» — все это, к сожалению, прочно укоренилось в массовой культуре – и благодаря прошлому многих соотечественников, которым самим или их родственникам довелось побывать «за колючкой», а также и знаменитым произведениями литературы и кинематографа, в которых этот аспект тюремной жизни воспет и разобран «по косточкам». В действительности же современный конвой ФСИН – это уже не автоматчик с рвушейся с поводка на массу зэков злобной овчаркой, «столыпинский вагон» — не обычная «теплушка», в которой как скот плотно забив пространство перевозят осужденных, а автозак – не просто грузовик с металлической будкой – кунгом. Сегодня служба конвойных подразделений ФСИН – вполне себе современная профессия, тесно связанная не с грубой силой, а с высокими технологиями и техническими средствами контроля. А еще – с психологией, личными морально-волевыми качествами. И даже собаки в конвое – не лают, с поводков не рвутся, спокойные с виду, но убежать не дают. Впрочем, обо все по порядку…
Видеорегистратор, металлодетектор, рация
Работа конвоя начинается с инструктажа, получения документов, личного орудия, а также спецсредств. В общем, с развода. Сегодня у конвойных не только пистолет, автомат, резиновая дубинка, но и индивидуальная рация, портативный металлодетектор, и даже персональный видеорегистратор. Да, да, вся работа – под видеозапись, чтобы исключить конфликты с «контингентом» и необоснованные жалобы, или, по крайней мере минимизировать их. В управлении по конвоированию ГУФСИН целые классы – с макетами спецвагонов и автозаков, самолетов и кораблей, схемами и картами, манекенами. Нам демонстрируют личный досмотр осужденного, или на жаргоне самих «сидельцев» тот самый «шмон» — эта процедура обязательна при конвоировании. У конвоира – включенный видеорегистратор, и обыск идет под видеозапись с использованием портативного металлодетектора.
Чего только не прячут осуждённые – это оружие и наркотики, игральные карты, запрещенные лекарственные средства и продукты, сим-карты и мобильные телефоны. И еще много чего. Причем прячется это все не только в одежде, сумках с вещами, но и в бытовых предметах – в упаковках с продуктами, бытовой химией, яркий пример тут сахар или крупы, в которых как иголку в стоге сена нередко скрывают запрещённое ушлые осуждённые… В учебном классе целый стенд с таким «конфискатом» — больше напоминает какую-то шпионскую историю, где под видом обычных бытовых предметов как известно используются спецконтейнеры – мобильные тайники. Вот и здесь – упаковки от сока, шампуня, тюбики зубной пасты, консервные банки и бутылки с соусами – но это только с виду. А на самом деле – как раз тайники. Владельцы которых, соответственно, не прошли «фэйс-контроль» у конвоя…
Спецвагон – тоже уже не тот «столыпин». По сути это обычный плацкартный вагон, внутри которого пространство разделено на зарешеченные купе-клетки. Здесь же помещение для конвоя, туалет, кондиционер, холодильник. В общем, насколько это возможно учитывая требования безопасности удобное место пребывания контингента и тех, кто его охраняет. Аналогичны и автозаки – ГАЗы или КамАЗы, большие или поменьше, но чистые и аккуратные, внутри – системы внутренней связи и видеонаблюдения, вентиляции, освещения и кондиционирования. Ну и естественно безопасности – механические и электрические замки, решетки, все как положено. И те самые «пеналы» и «стаканы» — одноместные и многоместные камеры внутри кунга автозаков, которые в стародавние времена назывались «богодульниками». Каждую машину перед выездом проверяют и осматривают, причём изучают не только техническое состояние, но и антитеррористическую защищенность. Все машины новые, самый старый автозак в автопарке – 2014 года выпуска.
Тихие собаки с выдержкой
Ну и собаки – это песня. Нам продемонстрировали условную попытку побега при «приёмке» спецконтингента у вагона – когда осуждённых пересаживают в автозак. Служебная овчарка, очень спокойная с виду, за пару секунд по команде конвоира догнала и остановила беглеца. При этом – ни лая, ни рычания, просто молниеносное выполнение служебных обязанностей. Поэтому современная конвойная собака, как и конвоир – грамотный и выдержанный силовик с горячим сердцем, холодной головой и сильными чистыми лапами.
Статистика работы конвойной службы Приморского ГУФСИН только подтверждает надежность ее сотрудников, как собственно конвоиров, так и их четырехлапых помощников. За 23 года существования службы в нынешнем виде не допущено ни одного побега, были только два покушения на побег, оперативно пресечённых конвоями. Сегодня конвоиры ФСИН работают на двух железнодорожным и девяти автомобильных маршрутах, перевозя спецконтингент на суммарное расстояние свыше 4 тысяч километров в месяц. Всего же за 23 года существования управления по конвоированию было назначено более 24 000 караулов по конвоированию, которыми перемещено более 823 000 человек.
«Служба в конвое требует развитых волевых качеств, внимания, стрессоустойчивости, решительности и уравновешенности. Работа каждого сотрудника в конвойных подразделениях – это очень непростой и ответственный труд, основанный на знаниях из самых разных областей – собственно профессиональных, а также и многих других, таких как первая медицинская помощь, психология. Начальник конвоя, да и любой сотрудник может оказаться в ситуации, когда в условиях временного цейтнота ему придётся быстро принять правильное решение, направленное на обеспечение общественной безопасности, помощи осужденным и иных вопросах. Именно поэтому наши сотрудники проходят тщательный отбор и тестирование. Могу сказать, что высокие морально-волевые качества моих подчиненных – залог успеха их работы и четкого соблюдения требований закона при этапировании. Еще одна основа – это славные служебно-боевые традиции нашего подразделения, работа с ветеранами, учет их опыта…» — отметил начальник управления по конвоированию ГУФСИН по Приморскому краю полковник внутренней службы Валерий Шушпанов.
Оставить комментарий