Реконструкция БАМа: шире, дальше, дороже
Обновление магистрали начинается, но не совсем так, как виделось изначально
Начало второго пути
О стартовом этапе работ по строительству вторых путей Байкало-Амурской магистрали, соединяющих Февральск и Новый Ургал, сообщил сайт «БАМстроймеханизации» – структурном подразделении Группы компаний «1520». Этот временной отрезок отведён для подготовки земляного полотна под укладку пути, осуществляемой на трёх перегонах, которые примыкают к разъездам Звонкое и Исакан. Задача заключается в том, чтобы уложить более 30 километров вторых путей, а также реконструировать железнодорожные мосты на перегоне, который примыкает к разъезду Стланик.
Необходимость безотлагательного проведения таких работ диктуется практически ежемесячным увеличением объёмов перевозок по восточному участку БАМа. В свою очередь, масштабы перевозок напрямую зависят от роста добычи угля на Эльгинском месторождении (оно на сегодняшний день является крупнейшим в России). Действующие сегодня однопутные перегоны в ОАО «РЖД» расценивают как «барьеры для пропуска дополнительных составов к тихоокеанским портам». Это обстоятельство и побудило транспортного монополиста к решению «о строительстве вторых путей и двухпутных вставок на линии Тында – Комсомольск, на которой находится участок Февральск – Новый Ургал».
Ход реконструкции прокомментировал руководитель проекта Виталий Стрельников. Он отметил, что «БАМстроймеханизация» совместно с подрядчиками «выполняет комплекс работ по подготовке территории строительства, устройству временных подъездов, вахтовых городков, переустройству коммуникаций, попадающих в зону сооружения вторых путей. Подготавливаются земляное полотно и водоотводы, монтируются водопропускные трубы, мосты, строятся помещения для обслуживающего железную дорогу персонала, модернизируются объекты СЦБ и связи, электроснабжения». Однако комплекс работ не ограничивается исключительно обустройством объектов железнодорожной инфраструктуры, а включает и восстановление «автодублёра БАМа» (в таком качестве выступает притрассовая автомобильная дорога, по которой осуществляется доставка строительных материалов на объекты).
К моменту размещения публикации практически полностью было отсыпано земляное полотно на перегонах Февральск – Звонкое и Звонкое – Демченко. Осуществлялись работы по реконструкции искусственных сооружений. Путейцы-механизаторы формировали насыпь для нового пути на перегоне Демченко – Исакан. На перегоне Туюн – Стланик выполнялись работы по реконструкции искусственных сооружений.
Специфика транспортных сооружений, возводимых в особых природно-климатических условиях требует строительства охлаждающей бермы: она позволяет сохранить вечную мерзлоту в основании насыпи, а также стабилизировать земляное полотно.
По замечанию сайта АО «БАМстроймеханизация», на 2287-километровом участке Февральск – Новый Ургал этой организации предстоит построить 12 двухпутных вставок, а на шести перегонах – вторые пути.
Электрификация – «удовольствие» не из дешёвых…
В числе «сюрпризов», которые стали известны в ходе завершившегося Петербургского международного экономического форума, можно назвать откровение от генерального директора ПАО «Россети» Андрея Рюмина. Эту информацию, изначально уловленную в кулуарах форума, озвучил «РБК».
Топ-менеджер заявил о том, что стоимость электрификации БАМа и Транссиба оказывается на сегодняшний день более дорогой, чем изначально предполагалось. Если «полтора года назад общая стоимость строительных работ по электрификации второй очереди Восточного полигона РЖД оценивалась примерно в 200 млрд руб., сейчас – 250 млрд руб.»
Глава «Россетей» сообщил, что удорожание работ связано с увеличением стоимости «металла, которого при строительстве требуется много». И посетовал на то, что «при этом источники финансирования до сих пор не определены».
По словам руководителя компании, «Россети» неоднократно направляли заявки на получение части необходимых средств из Фонда национального благосостояния. Рассматривался и вариант дополнительного увеличения тарифа, предполагалось и внесение денег в уставный капитал, не исключалось предоставление государственной субсидии.
РБК напомнил о планах РЖД, предусматривающих модернизацию БАМа и Транссиба в несколько этапов. Начав работы ещё в 2012 году, транспортный монополист предполагал завершить первый этап в 2017-м. Но – не случилось: отложили на 2020-й. В том же году РЖД был составлен «перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции, чтобы увеличить провозные способности двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока». Тем не менее, процесс модернизации был вновь отложен – на 2021 год. О практическом завершении проекта было сказано лишь в минувшем апреле.
Как отмечено в публикации РБК, «в рамках первой очереди РЖД должны получить около 670 км новых путей. В рамках второй планировалось построить свыше 1,3 тыс. ум путей, к 2024 году пропускная способность Транссиба и БАМа должна увеличиться в 1,5 раза, до 180 млн т в год. При этом общий объём финансирования к текущему году составил порядка 780 млрд руб.»
При рассмотрении планов третьего этапа модернизации уместно отметить три возможных варианта, рассматриваемых РЖД. Один из них предполагает строительство дополнительных 553 км путей и стоимостную оценку в 332,6 млрд руб. Другой предусматривает, что 1,22 трлн руб. будут потрачены на 1653 км путей. Наконец, ещё один вариант включает в себя прокладку 1,45 тыс. км вторых главных и более 800 км третьих путей, при этом всё это «громадьё» железнодорожного строительства оценивалось в 2,89 трлн руб.
Весьма показательно, что РБК привёл недавнюю (менее чем месячной давности) характеристику положения дел, которую дал вице-премьер – представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, говоря о «недостаточности темпов расширения Транссиба и БАМа в изменившихся экономических условиях». Едва ли поспоришь с тем, что «логистика дорожает». Как и с тем, что происходит вынужденная переориентация предприятий с Запада – на Восток, а это порождает логистические сложности, «которые нужно решить».
Фото: oaobsm.ru.
Оставить комментарий