Российский транзит Китаю не нужен?
Уравновесят ли потери перевозки внутри страны?
Весьма тревожную тенденцию обнаружили «Ведомости». По данным этого издания, вполне вероятной представляется перспектива двукратного (по итогам 2022 года) сокращения железнодорожного транзита из КНР в страны ЕС. В качестве возмещения потерь в РЖД рассматривают увеличение объёмов перевозок внутри России.
Статистика – вещь упрямая, и она убеждает в факте снижения за период с января по сентябрь т.г. включительно контейнерного транзита по сети железных дорог – аж на 17,6%, а в сообщении Китай – Европа – Китай – вообще на 35%. Другие показатели выглядят куда более как оптимистично: по результатам 2021 года РЖД смогла достичь абсолютного рекорда.
За указанное время перевезено 1,76 млн TEU, что на 34% больше уровня 2020 года. Перевозки между Китаем и европейскими странами достигли 1,1 млн TEU. Основную часть (свыше 60%) транзитных перевозок на маршруте Китай – Европа – Китай осуществляет ОТЛК ЕРА. По итогам 2021 года компанией перевезено 692,5 тыс. TEU (больше показателя 2020 года на 27%). Всё изменилось весной т.г., когда началось резкое снижение объёмов контейнерного транзита. В рассматриваемой публикации говорится о декларированных в январе намерениях РЖД нарастить транзитные контейнерные перевозки до 4 млн TEU к 2027 году.
Приведённое мнение генерального директора компании ModernWay Николая Ольшанского убеждает в достаточно драматичном развитии событий. По его наблюдениям, объём контейнерных перевозок между Китаем и Европой сократился с 20% до нуля. Данное падение бизнесмен связал с тем, что РЖД внесены в санкционные списки ЕС, имеются и
проблемы со страхованием европейскими компаниями грузов, которые отправляются через территории России и Беларуси. Наиболее заметно падение объёмов перевозок отмечается на пограничных переходах «Эрлянь – Замын Ууд» и «Маньчжурия – Забайкальск».
По оценкам экспертов, приведённым в публикации, становится понятным, что отрицательное воздействие на контейнерный транзит оказал уход с российского рынка крупнейших мировых судовладельцев (таких, как Maersk Line, CMA-CGM, MSC и др.). Если до того они «предлагали выстроенные сервисы, включающие и железнодорожный транзит через территорию РФ», то после известных событий они прекратили работу с портами Дальнего Востока России. Ещё одно немаловажное обстоятельство – это коронавирусные ограничения, действующие на территории Китая.
Отражена в публикации и такая ситуация, которая характеризует отношение российского стратегического партнёра к отношениям между нашими странами. Речь идёт о том, что КНР активно развивает транзитные маршруты в обход российской территории. Так, в рамках программы ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия, через Чёрное и Каспийское моря) создаётся транспортный коридор, в который территория РФ не попадает.
Анализ сложившихся тенденций убеждает участников рынка в том, что падение контейнерного транзита в обозримом будущем не остановится, а по итогам 2022 года вполне вероятно ожидать падения до уровня 50–55% по сравнению с 2021 годом. На этом фоне предположения представителей РЖД о возможности нивелировать такие пагубные последствия всё-таки возможно – «за счёт внутрироссийских перевозок и импорта».
Фото: rusbiztrans.ru.
Оставить комментарий