Российские тюрьмы для своих товаров запатентовали новый «бренд»
Пенитенциарные учреждения могут представить на российский рынок новый бренд «Сделано в тюрьме»
Обычно о людях с самой нелестной репутацией, в том числе – имеющих криминальный опыт и побывавших в местах лишения свободы, говорят, что на них пробы или клейма ставить негде. Но то, что изготовленные «сидельцами» исправительных учреждений изделия не только могут так или иначе конкурировать на рынке, но даже и претендовать на свой «фирменный» бренд, — это что-то новое. И о нём поведало информагентство «Национальная Служба Новостей». Как оказалось, заявку на патент, которым бы закреплялся бренд «Сделано в тюрьме» подало учреждение Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в Калужской области.
В материале агентства отмечено, что инициаторы полагают: простота и выразительность знака позволит ему хорошо запоминаться. А о поддержке развития производств в учреждениях уголовно-исполнительной системы высказался руководитель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека», член Совета по правам человека Александр Брод. Он подчеркнул, что в 1960-1980-е годы в СССР осуждённые производили мебель, швейные и иные изделия, и продукция предприятий исправительно-трудовых (на тот момент – так они именовались) учреждений пользовалась спросом. Комментируя свой подход, правозащитник указал: «Сейчас администрация ряда учреждений ФСИН пытается восстановить это производство. В ряде регионов работают теплицы, в которых осуждённые выращивают овощи для себя и поставляют на рынок. Занимаются они и строительством, и даже металлургическим производством. Но есть и учреждения, где заключенные ничем не заняты и просто изнывают от безделья. Поэтому производства нужно повсеместно организовывать».
Важно подчеркнуть, что Александр Брод настороженно отнесся к пиару на тюремной тематике: это может вызвать отторжение у некоторых потребителей. Поэтому акцент нужно делать не на месте производства, а на качестве изделий. Правозащитник предостерёг и от другой опасности, которая может таиться в коммерциализации труда осуждённых (есть опасение, что труд их могут «в своих интересах использовать сотрудники пенитенциарных заведений»).
Ещё один нюанс темы, на который обратил внимание Александр Брод, напомнил о современных предложениях и исторической ретроспективе: «Звучали предложения использовать труд заключённых при строительстве Керченского моста и спортивных объектов. Но мы не должны превращать этот труд в рабскую систему ГУЛАГа, когда люди трудились на всяких вредных производствах и без всяких норм труда, погибали на этих стройках. Труд заключённых должен быть организован по нормам трудового права, люди должны получать зарплату, не должны работать в ущерб здоровью. Нужно смотреть, куда будет уходить прибыль, как будут отчисляться налоги. Должен быть контроль и со стороны ФСИН, и со стороны надзорных органов». Подобная мысль – опасение того, что «на труде заключённых будут наживаться тюремщики», сквозила и в словах, которые произнесла в качестве комментария информагентству глава Московской Хельсинкской группы, член президентского СПЧ Людмила Алексеева.
Некоторые детали, связанные с заявкой на патент, закрепляющий права на бренд «Сделано в тюрьме», приоткрыл телеканал калужский «Главный региональный». В опубликованном на его сайте информации говорится о том, что инициатором выступило ФГУП «Калужское». Оно зарегистрировано в качестве юридического лица ещё в 1994 году и «занимается организацией обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы 35 регионов страны».
Тележурналисты также отметили, что тема бренда не является чисто калужским «ноу-хау»: ещё с 1980-х годов под брендом «Made in jail» («Сделано в тюрьме») производят одежду в Италии – футболки, включая детские, и иные изделия. А сама идея принадлежит бывшим осуждённым этой страны.
Источник: официальный сайт газеты «Примрепортёр»
Оставить комментарий