«Рукотоворный шторм»: спор между фрахтователем и судовладельцем имеет далеко идущие последствия

25.Окт.2022

Поможет ли транспортная прокуратура в разрешении конфликта, от исхода которого зависит эффективность «северного завоза» на Чукотку?

В поисках справедливости и законности

Если мы чувствуем, что заболели, и к нам подкрался какой-то телесный или душевный недуг, то в поход за здоровьем мы отправляемся к врачу. Точно так же, если сталкиваемся с нарушением прав и интересов, за их защитой мы обращаемся в органы прокуратуры. К тем государственным служащим, которые по роду своей деятельности призваны стоять на страже закона и осуществлять надзор за тем, чтобы законность соблюдалась или чтобы была восстановлена, если оказалась кем-то или чем-то нарушена.

Не стало исключением из такого неписанного правила и проведение 11 октября 2022 года встречи пятерых представителей малого и среднего предпринимательства – членов Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» с дальневосточным транспортным прокурором Александром Ворониным и представителями аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Во встрече традиционно принимает участие и руководство «ОПОРЫ РОССИИ». На этот  раз вместе с Дальневосточным транспортным прокурором обращения предпринимателей разбирал и председатель приморского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»  Игорь Ветрюк.

Каждый из участников диалога столкнулся с проблемами, от решения которых зависит не только его судьба как делового человека, но и судьба собственно «дела» – той сферы жизнедеятельности, которая важна как для самого предпринимателя или руководителя того или иного бизнеса, но и для потребителей – людей, на интересы которых этот самый бизнес ориентирован. Наиболее показательной историей для обращения в  Дальневосточную транспортную прокуратуру и для участия в личном приёме у дальневосточного транспортного приёма оказался случай члена приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анастасии Ромероновой.

 Пора радировать SOS?

Ситуация, в которой оказалась директор ООО «АЗУМА ПРО» Анастасия Ромеронова, не только видится едва ли не самой «кричащей», но и весьма показательной, в том числе – и в силу того, что от разрешения проблемы, без преувеличения, зависят судьбы многих сотен и, быть может, даже тысяч людей. Тех, кто живёт в арктических районах России, и чья жизнь – без патетики! – обусловлена выполнением программы «северного завоза».

Крайний Север, и это, наверное, знает даже каждый школьник с определённого возраста, – безусловно территория выживания, постоянного противоборства с природной стихией. Без продуктов, топлива, медикаментов и других жизненно важных предметов там никак не обойтись. И именно на организацию снабжения северян и направлена деятельность той компании, которой руководит Анастасия Ромеронова.

Другое дело, что это ООО столкнулось, пусть даже в фигуральном смысле, не с айсбергом или торосами, а с… интересами другого бизнес-субъекта. А начался этот процесс с подписания между ООО «АЗУМА ПРО» и ООО «СВ» («Си Виктори») договора – тайм-чартера, согласно которому первая из компаний получала, а вторая – отдавала во фрахт на один (!) рейс из Владивостока на Чукотку и обратно – теплоход «Генерал Кривонос». И именно с этим судном связана конфликтная ситуация, сложившаяся между представителями приморского бизнеса.

 Передача судов во временное пользование (фрахт) – явление, в общем-то, привычное для тех, кто ведёт свои дела в прибрежных районах. Кто-то, будучи собственником того или иного плавсредства, подряжает нанимателя и за счёт аренды получает свои барыши. Другой, напротив, выступает как фрахтователь и платит за пользование чужим судном оговоренную сторонами сумму. Практически все (или основные) моменты правоотношений регулируются если не международным, то уж национальным морским правом.

Из этого исходила и Анастасия Ромеронова, когда подписывала тайм-чартер с Романом Заболотним 22 июля 2022 г., никаких подвохов, надо полагать, даже и не предполагала.

Однако случилось так, что при исполнении контракта (сумма оплаты в 1 млн рублей оплаты в день видится весьма немалой, если учесть продолжительность тайм-чартера в 50 +/- 30 дней) возникли такие обстоятельства, что явно выходили за рамки. Если не самого тайм-чартера, но уж здравого смысла – наверняка.

Когда теплоход «Генерал Кривонос» уже стоял у причальной стенки под разгрузку того самого «северного завода», владелец теплохода потребовал у Анастасии Ромероновой в телефонной переписке… доплатить 12,5 млн рублей. Видимо, 1 млн рублей в день ему показались маленькой суммой. Понимая, что доставка грузов под вопросом, Анастасия Ромеронова была вынуждена доплатить данную сумму.  Но это были ещё «цветочки». «Ягодки» начались немного позже.  Едва ли возможно было изначально предполагать, что компания-судовладелец поведёт себя таким образом, что ещё за три дня до истечения срока соглашения просто начнёт грузить корабль углем без согласия компании Анастасии Ромероновой, у которой еще была предоплата за судно. Ну, то есть, не отработав оставшиеся три дня, судовладелец принял решение отправить судно для других работ  — для перевозки угля. То, что в результате этого условия контракта не выполнены, а ООО «Азума Про» переплатило 3 «лишних» миллиона рублей – такая «мелочь».

Поражает даже не это: для работы в полярных широтах каждое судно должно иметь необходимый комплект оборудования, в том числе – и такого, которое предназначено для использования в ходе возможных ЧП, случаев необходимости вызова спасательных служб и т.п. А зафрахтованный теплоход такого оборудования не имел, не получал ранее и соответствующих разрешительных документов от Морского регистра. И все заботы (и затраты, и усилия экипажа – соответственно) легли на плечи работников ООО «АЗУМА ПРО». То есть, фрахтователь, говоря по-русски, просто дооснастил судно для того, чтобы оно могло работать в полярных широтах за свои деньги! Возникает вопрос, что же это за судно такое, что, беря его во фрахт, нужно ещё за свои деньги устанавливать на него оборудование?

В принципе, потребность в установке на борту судна такого оборудования, как спутниковый компас KGC-222; транслятор курса GA-04M-01; размножитель сигналов MDU-102; блок питания БП-103 7А; IC-A14 радиостанцию, 108-137 MHz, полная клавиатура; SSX- 1000HN 1000W 230V/50Hz IP56 АМЭО НХ прожектор ксеноновый судовой ледовой едва ли оказалась неожиданностью для фрахтователей. Ведь в тайм-чартере, среди прочих позиций, было прописано: «Судно должно быть во всех отношениях подготовленным к эксплуатации в обычных грузовых перевозках…» Стоит ли при этом эксплуатацию теплохода в полярных широтах характеризовать как нечто необычное?

Одно дело – не заходить в порты, если там, к примеру, свирепствует лихорадка или акватория покрыта льдами. А другое – участвовать в «северном завозе».

А теперь господин Заболотний, как владелец компании-судовладельца, просто не хочет возвращать ООО «АЗУМА ПРО» её же оборудование на сумму два млн рублей. То самое, которое сегодня позволяет «Генералу Кривоносу» работать в полярных условиях. Хотя гражданское законодательство прямо указывает, что все эти радио- и прочие средства должны быть возвращены (а не объявляться компанией-судовладельцем «неотъемлемой частью судового оборудования», не подлежащей возвращению. Руководство компании ООО «Си Виктори», как оно указало в одном из писем в адрес компании «АЗУМА ПРО», пыталось обосновать свою позицию тем, что «демонтаж или прекращение использования его рассматривается как приводящее к нарушению действующего законодательства и созданию угрозы жизнедеятельности судна и жизни/здоровью экипажа».

 В итоге ООО «АЗУМА ПРО» сумела вернуть себе рации, докупленные за свои деньги, для доставки «северного завоза». По идее, без них теплоход «Генерал Кривонос» не имеет права работать в арктических широтах. Но теплоход продолжает ходить, перевозить грузы, экипаж. А если какое-нибудь ЧП? Как известно, «пока гром не грянет – мужик не перекрестится», но… Теплоход «Генерал Кривонос» продолжает бороздить полярные волны, генерируя выручку.

 Вопросы возникают другие. О том, какую позицию в споре двух хозяйствующих субъектов займёт Арбитражный суд Приморского края (попытки Анастасии Ромероновой решить спорный вопрос путём переговоров и достижения соглашения без участия судебных инстанций, как показали события, успехом не увенчались: предложенная на 22 сентября 2022 года встреча двух первых лиц компаний так и не состоялась). О том, что скажут по рассматриваемому поводу в Дальневосточном управлении Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Какой выход из ситуации увидят и предложат в ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» и порту Анадырь, где разыгрались «страсти-мордасти».

Дело-то приняло нешуточный оборот, ибо директор ООО «Си Виктори» Роман Заболотний  не просто самовольно на три дня раньше вернул зафрахтованное судно, а ещё и потребовал оплатить его балластный переход до Владивостока.   Что, нечто «загорелось» у компании-судовладельца, раз в экстренном порядке надо было срывать судно, находившееся в тысячах километров от родного порта? И ради чего – того, чтобы передать теплоход под загрузку какого-то «экстренного» груза? Т.е. сорвать, условно говоря, куш? Или ради чего вся эта круговерть закрутилась?! Неужели сиюминутная выгода застила глаза бизнесмену, которого (наверное, он сам о себе такого мнения) не напугаешь ни прокуратурой, ни судом, ни контрольно-надзорными инстанциями Минтранса, ни чёртом, ни Нептуном?

 Разум может возобладать, если…

Компромиссное решение, как представляется, всё-таки возможно найти. Но для этого нужно, чтобы спорящие сели за стол переговоров и смогли бы скорректировать свои позиции, внести изменения в документы, регулирующие правоотношения.

Вероятно, не зря ООО «АЗУМА ПРО» в целях достижения компромисса в споре с ООО «Си Виктори» предложило подправить текст договора (тайм-чартера) между компаниями. В том числе – изменить формулировки ряда положений соглашения. Так, как представляется, вполне возможно и даже разумно закрепить требование о возмещении затрат на установку оборудования на теплоходе «Генерал Кривонос», которое было смонтировано силами и за счёт средств компании-фрахтователя.

Вторая предложенная поправка касалась обязанности компании-судовладельца возместить компании-фрахтователю излишне уплаченные арендные платежи.

Наконец, ещё одно предложенное изменение состоит в отказе сторон от предъявления друг другу претензий, не перечисленных в соглашении. В частности, такая норма договора могла бы быть применена к возникшему уже требованию компании-судовладельца к компании-фрахтователю в части оплаты возвращения судна в порт Владивосток.

Анастасия Ромеронова побывала на приёме у Дальневосточного транспортного прокурора. Приём проводился в здании Приморской транспортной прокуратуры

Обо всём этом «рукотворном шторме», который разыгрался в споре между двумя компания и рассказала Анастасия Ромеронова на приёме у Дальневосточного транспортного прокурора Александра Воронина. Она же, сразу после приёма, который Александр Воронин проводил в здании Приморской транспортной прокуратуры во Владивостоке, дала свой комментарий относительно возникшей ситуации. Говоря о том, что случилось между ООО «Си Виктори» и ООО «АЗУМА ПРО», Анастасия Ромеронова отметила: «Сегодня власти всех уровней делают всё возможное, чтобы удержать население на Дальнем Востоке. Но  Чукотка очень сильно зависит от «северного завоза». И, если по ходу движения доставки груза из-за чьих-то «шкурных интересов» будет расти стоимость доставки, то стоимость многих продуктов достигнет «космических высот». И при таких ценах населению просто не за чем будет жить на Чукотке. Ситуация, которая возникла с теплоходом «Генерал Кривонос» — это не какой-то частный спор двух компаний, а вопрос наличия или отсутствия государственного мышления. Дорожающий «северный завоз» может привести к тому, что населения на Чукотке не останется. Зато у какого-то отдельного предпринимателя появится на несколько миллионов, а, может быть, и десятков рублей больше!» 

 

 

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)