РЖД – грузоперевозчикам: «По порядку – рассчитайсь!»
Правила, устанавливавшие очерёдность перевозок, могут оказаться не такими уж временными
В ситуации, связанной с положением дел на Восточном полигоне, разбирался «Коммерсантъ». Дело обстоит в том, что на правительственном уровне решается вопрос о возможности продления действия временных правил определения очерёдности перевозок грузов – до июля 2023 года. Этот документ пришёл на смену правилам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.
Позиция угольщиков и Минэнерго состоит в том, что они настаивают на возврате к прежнему порядку регулирования, а ОАО «РЖД» настаивают на том, что «новый порядок позволяет вывозить на восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта». Эксперты, анализируя ситуацию, увидели серьёзный недостаток временного порядка: это принятие его «на уровне перевозчика, а не правительства». В силу такой системы работы снижается прозрачность действий, но появляется возможность негативного влияния на экспорт.
Ссылаясь на данные источников, «Коммерсантъ» отметил: существует вероятность того, что отмена правил недискриминационного доступа (ПНД) может оказаться продлена до 1 июля будущего года. (ПНД, которые определяли в числе прочего порядок пропуска грузов по Восточному полигону, «канули в Лету» в марте т.г. Вместо них действующим регулятивным документом стал утверждённый РЖД временный порядок определения очерёдности грузов.
С отменой ПНД оказались ущемлёнными интересы угольщиков: ранее для них была определена квота поставок продукции на экспорт из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы, а отмена ПНД привела к утрате этого приоритета на Восточном полигоне.
В публикации отмечен очень важный момент: в связи с изменением порядка «доступ на БАМ и Транссиб получили грузы высокого передела и продукция регионов Северо-Запада, которая потеряла рынки сбыта в Европе». Приостановка действия ПНД первоначально предполагалась до 1 июля, но, как модно говорить, что-то пошло не так, и отмена была продлена до конца 2022 года, при этом введены квоты для угольных регионов и система их распределения между компаниями Кузбасса. Правда, «поправки не коснулись места угля в общем порядке пропуска грузов».
Весьма уместно привести информацию о позиции главы «42-го региона» Сергея Цивилёва, обозначенной на недавнем Восточном экономическом форуме. Глава Кемеровской области – Кузбасса допустил возможность перевозки даже меньшего количества угля (49 млн тонн вместо предполагавшихся 58 млн тонн). При этом губернатор территории заявил о том, что «вывоз сократился практически у всех регионов Сибирского федерального округа».
Что же касается перевозчиков, то позицию ОАО «РЖД» озвучил заместитель генерального директора компании Андрей Макаров. По его словам, произошло резкое изменение структуры грузопотока на восток: «Мы повезли грузы Северо-Запада, мы повезли лес, повезли больше нефти, продукты переработки, химию». Такие меры позволили сохранить в апреле–мае т.г. более 300 тысяч рабочих мест в регионах Северо-Запада и Центральной России.
В приведённом «Коммерсантом» ответе на запрос ОАО «РЖД» ответило, что приостановка действия ПНД «продемонстрировала свою эффективность как вынужденная мера в условиях санкционных ограничений и опережающего роста спроса на перевозки в восточном направлении». Более того, «изменение очерёдности приёма грузов в пользу товаров для внутреннего потребления, а также продукции высокого передела дало возможность отправлять грузы на Дальний Восток сотням новых грузоотправителей наравне с существующими клиентами».
В публикации приведено иное мнение, высказанное во время ВЭФ главой Минэнерго России Николаем Шульгиновым. Министр заявил, что «распределение грузов идёт по временным правилам ОАО РЖД, они сами определяют приоритетность. Пока отдаётся предпочтение более высокомаржинальным продуктам для перевозки: нефти, нефтепродуктам, металлам и так далее. Пока это временный подход, и мы выступаем за то, чтобы вернуть тему ПНД, это более правильная система очерёдности движения грузов».
Весьма любопытным и по-своему показательным видится комментарий, полученный «Коммерсантом» от руководителя «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова. Эксперт напомнил о том, что ПНД были приняты постановлением правительства, тогда как временные правила разработаны и утверждены на уровне ОАО «РЖД». Он считает не столь существенным, какой именно документ будет содержать нормы, определяющие порядок доступа к Восточному полигону. Важнее другое: устанавливать правила «игры» должно именно правительство, а не компания-перевозчик, ибо последняя «не видит параметры межотраслевого баланса, мер господдержки или, напротив, дополнительных налоговых изъятий, которые выходят за рамки тарифов на железной дороге, и не может в текущих условиях адекватно и оперативно реагировать на государственные задачи по стимулированию той или другой отрасли в условиях быстро возрастающего санкционного давления».
По словам аналитика, возможно предполагать ухудшение ситуации с провозной способностью, что связано со вторичными санкциями, усилением дефицита тягового состава и приходом зимы. Как полагает Михаил Бурмистров, в настоящее время необходимо обеспечить максимизацию экспорта. При этом «неопределённость и недостаточная прозрачность действующего порядка доступа к инфраструктуре не способствует решению этой задачи».
Фото: vk.com/rzd_ru.
Оставить комментарий