Сельхозрынки рано «списывать в архив»

11.Фев.2018

Чем обернётся межведомственное противостояние?

В этом вопросе разбиралась газета «Известия». Ситуация такова, что предложенный Минпромторгом законопроект может привести к упразднению сельскохозяйственных рынков как таковых, поскольку ведомство «предлагает юридически отменить само это понятие». И такая перспектива весьма настораживает Минсельхоз (в настоящее время там законопроект находится на согласовании). Показательно, что «…на фоне общего снижения числа розничных рынков количество сельскохозяйственных растет. Эксперты уверены, что отменять понятие сельхозрынков ни в коем случае нельзя. Напротив, нужно подкреплять их создание мерами господдержки, которых сейчас нет».

В Минсельхозе исходят из того, что именно сельскохозяйственные рынки «являются традиционными каналами сбыта фермерской продукции. Они способствуют развитию и продвижению региональных товаров». Поэтому для этого ведомства является категорически неприемлемым вариант законопроекта, подготовленный Минпромторгом (суть документа – в отмене отмену разделения розничных рынков по видам и упразднение понятия сельскохозяйственных рынков как таковых).

Издание отметило двукратный рост количества сельскохозяйственных рынков в России (таковы сведения Росстата за последние восемь лет): в настоящее время их – более 360, количество торговых мест на них – около 90 тысяч. Нормативным документом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является закон «О розничных рынках» от 2006 года. И этот нормативно-правовой акт закрепляет за аграриями на сельхозрынках привилегии. В частности, в законе прописано, что сельскохозяйственным рынком может быть признана площадка, где «не менее 50% мест должны получать непосредственно фермеры и сельхозкооперативы (объединения фермеров). Кроме того, аграрии могут торговать продукцией прямо из своих автомобилей…». Но тот законопроект, который подготовил Минпромторг, предполагает отмену таких особых условиях. Соответственно, как полагают в Минсельхозе, ведомство – разработчик нового законопроекта «фактически лишает фермеров возможности сбывать их продукцию» или, по крайней мере, «создаёт для них серьёзные препятствия».

В свою очередь, в Минпромторге указали, что предоставляемые ныне действующим законом особые привилегии для аграриев и побудили к разработке поправок в законодательство. Ведь такого «эксклюзива» более нет ни у кого. Различие в режимах правового регулирования решительно не устраивает ведомство. Разные условия породили снижению численности розничных рынков в России в 2,5 раза – за последние восемь лет, а за десятилетие, — вообще, пятикратно. Дошло дело до того, что Росстат подсчитал: сегодня численность розничных рынков составляет только 1158 единиц.

Совсем другую причину сокращения числа розничных рынков усмотрели в «Национальной торговой ассоциации», а именно – постепенную утрату их популярности. По замечанию президента ассоциации Вадима Зуйкова, куда больший интерес население питает к супермаркетам. В силу такой причины, «строительство нового торгового центра более выгодно для властей городов».

Развивая идею перемен, представители Минпромторга заверяют, что «фермеры смогут продолжать торговать на универсальных розничных торговых площадках», и помощь им в этом будут сельскохозяйственные кооперативы (такой порядок существует сейчас). Фермеры платят кооперативам паевые взносы – для того, чтобы эти объединения продвигали сельхозпродукцию на рынках. Такое разделение обеспечивает фермерам единственный легкодоступный канал продаж. Однако, по замечанию газеты «Известия», нынешний порядок не даёт им полной гарантии – права торговать на общих рынках.

Свой комментарий к ситуации дал председатель административного совета «Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов» Сергей Торопыгин: «У фермеров сейчас есть два канала сбыта своей продукции: сельскохозяйственные рынки и магазины. Если в первом случае у аграриев есть особые права, то во втором — реализовывать продукты гораздо сложнее. Для этого нужно потратить немало денег для заключения контрактов. И еще каждый день тратиться на поставку товара. На рынок фермеры могут приехать раз в неделю и продать молоко, овощи, мясо, не затратив много усилий».

По мнению Торопыгина, более разумным представляется оказывать поддержку специализированных розничных рынков с помощью государственных субсидий (возмещением затрат на создание базаров и др.).

При том, что за розничными рынками (включая сельскохозяйственные) полный контроль осуществляют власти регионов, непосредственную конкуренцию рынкам создают торговые сети. В настоящее время примерно половина всех продуктов питания производится именно в фермерских хозяйствах. А в товарном обороте «участвует только 15% всей выращенной аграриями продукции», что, по мнению экспертов, обусловлено сложностями с продвижением продукции в торговые сети. Такая ситуация приводит к восприятию особого положения аграриев на розничных рынках как вполне обоснованного явления. А раз так, то «Минсельхозу и Минпромторгу придётся как-то сближать свои позиции». Законопроект был разработан ещё осенью, но процедура согласования между ведомствами, как можно понять, — в самом разгаре.

 

 

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)