Сергей Сбродов: «Служба в Госавтоинспекции – это не профессия, а призвание!»

04.Мар.2024

Начальник управления Госавтоинспекции Приморья рассказал нашему корреспонденту о том, что на должность автоинспектора заманивают со школьных лет, как увольняют со службы по «отрицательным мотивам», о пополнении служебного автопарка и о том, как сдача экзамена на право вождения автомобиля превращается в «сплошную видеосъёмку»

 «Цифровизация» коснулась многих отраслей деятельности человека, а значит, управление дорожным движением всё чаще становится прерогативой не человека, а автоматической камеры или компьютера. Тем не менее, профессия автоинспектора всё ещё жива, а это значит, что сотрудник дорожной полиции по-прежнему является актуальной и востребованной частью регулирования безопасности дорожного движения. О том, чем сегодня живёт ГИБДД, каковы её задачи и функции, с какими сложностями сталкиваются госавтоинспекторы — наш сегодняшний разговор с начальником управления Госавтоинспекции УМВД России по Приморскому краю, полковником полиции Сергеем Юрьевичем Сбродовым.

 -Какова численность личного состава подразделений ГИБДД  и хватает ли её для выполнения поставленных задач?

-В настоящее время Госавтоинспекция – как края, так и в целом Российской Федерации – является, наверное, самой многочисленной службой в системе МВД. Также – и в Управлении МВД России по Приморскому краю. Численность составляет 1836 аттестованных сотрудников. Ещё у нас в штате работают 90 – «вольный найм». Итого получается 1926 сотрудников, которые составляют численность штата Госавтоинспекции края.

В целом, с теми задачами, которые стоят перед Госавтоинспекцией, мы справляемся, выполняем. И этой численности, казалось бы, хватает. Но, у нас выявляется достаточное количество нарушителей такой категории, как не имеющие прав управления, лишённые права управления, управляющие в состоянии опьянения. Это – та категория нарушений Правил дорожного движения, которая в настоящий момент не может быть выявлена без участия сотрудников Госавтоинспекции. Никакие камеры фото-видеофиксации, никакие приборы, которые в настоящий момент технически не придумали,  чтобы установить таких водителей. А в ряде районов нашего Приморского края, где заступает один наряд ГИБДД в день, один наряд – в ночь, численности сотрудников, я считаю, недостаточно.

-Как происходит комплектование личного состава – как для работы на линии, так и на руководящих должностях?

-В комплектовании личного состава Госавтоинспекции, я это с уверенностью могу сказать, задействовано все, начиная от рядового сотрудника и заканчивая руководителем. Вообще, обязанность по комплектованию лежит на руководителе. Но при комплектовании мы задействуем весь инструментарий, все возможные способы. Это и, с учётом современных реалий, возможности Telegram-каналов, площадки FarPost’а, службы занятости. Выставляются соответствующие объявления о предъявляемых требованиях к сотруднику полиции и, соответственно, – о вакантных должностях. Активно взаимодействуем с военкоматами, где отрабатываем списки уволенных в запас. Это – тоже потенциальные наши сотрудники, поскольку одним из условий является служба в Вооружённых Силах Российской Федерации. Конечно же, взаимодействуем с образовательными учреждениями – по нашим профильным профессиям. Для нас профильными являются те специалисты, которые оканчивают юридические факультеты, которые в перспективе будут иметь техническое образование, связанное с автомобильным транспортом. На перспективу – работаем со школами. У нас по краю, так и непосредственно в Управлении каждая последняя пятница месяца посвящена проведению «ярмарки вакансий», когда мы рекламируем свою профессию, приглашаем учащихся старших  классов, студентов и, соответственно, рассказываем о специфике своей профессии, о нашей службе. И надеемся, что кто-то изъявит желание. Есть уже факты, когда будущие сотрудники – сегодняшние студенты и школьники – интересуются и даже оставляют свои координаты. Но это уже – работа на перспективу.

-Сколько сотрудников ГИБДД края были уволены по «отрицательным мотивам» в 2022-2023 годах

-В 2022 году таких уволенных сотрудников было у нас 14, в 2023-м – 23. Это – сухие цифры, они, может быть, такие непонятные. И я предвижу ваш резонный вопрос, что же происходило, по каким основаниям такое происходит… Раскроем более подробно. Из тех 23, кто был уволен по «отрицательным мотивам» либо за совершение поступка, который порочит честь и достоинство… В законе прямо прописано, что такое является основанием для увольнения из органов внутренних дел. Один был уволен, к сожалению, как ни прискорбно это констатировать, в связи с тем, что сотрудник находился в состоянии опьянения, да ещё и совершил в таком состоянии ДТП на личном автомобиле. Появление сотрудника в состоянии опьянения – это, вообще, является основанием для увольнения по отрицательным мотивам. А тут он ещё и принёс такое, вот, чрезвычайное происшествие. Остальные уволенные – это, в основном, сотрудники ДПС, которым предъявлены обвинения и которые осуждены за получения взяток (статья 290 УК РФ).

-Приняты ли меры, чтобы исключить сговор между автошколами и сотрудниками МЭО – с целью исключения незаконной сдачи? Раньше такая проблема была, а теперь она стала предметом судебного рассмотрения.  Какие-то меры должны же быть приняты?..

-Совершенно верно. Этот вопрос решается и на уровне в целом Российской Федерации. Изданы нормативные акты, и мы ими руководствуемся, такие, как Административный регламент по оказанию гос.услуг по приёму экзаменов, постановление Правительства РФ, которым утверждены правила приёма экзаменов. В Управлении ГИБДД существует и действует профильный отдел, который так и называется отделом по контролю за деятельностью экзаменационно-регистрационных подразделений. У нас есть контрольно-профилактическое отделение (КПО). В Управлении МВД России по Приморскому краю есть Управление собственной безопасности. Это я перечислил контролирующие органы. Что ещё, так сказать, более приземлённо и приближено к практике?

Во время сдачи экзамена – как теоретической, так и практической части – осуществляется видеосъёмка этого процесса. Идёт видеорегистрация сдачи практики и сдача теории. Перед сдачей экзаменов в обязательном порядке проверяется исправность системы видеонаблюдения, после чего непосредственно производится процесс сдачи экзамена. Все транспортные средства, на которых производится сдача практического экзамена, также оснащены средствами видеонаблюдения (регистраторами), как и машины сотрудников ДПС. Срок хранения информации – минимум 30 дней. Если случается какая конфликтная ситуация, тогда мы её храним до момента разрешения.

Соответственно, сотрудники КПО, руководители названных мной подразделений, в том числе – и руководители экзаменационного подразделения, на постоянной основе проводят просмотр видеозаписей сдачи практического экзамена, теоретического экзамена. Частенько бывает, и мы это видим, бывают нарушения. В основном, со стороны граждан, когда идёт процесс обжалования. Но иногда (бывают единичные случаи) происходит и такое, когда и сотрудники нарушают определённые требования. У нас был случай, когда мы привлекли сотрудника к дисциплинарной ответственности, когда был осуществлён приём сдачи экзамена, но по количеству баллов итог не соответствовал реальным результатам. (Вскользь замечу: у нас все ошибки практического экзамена оцениваются определённым количеством баллов: если суммарно количество баллов достигает 5, то такой экзамен считается не сданным). Так вот, тот сотрудник поставил оценку, что экзамен сдан, а экзаменуемый набрал более 5 баллов. Это привело к тому, что результаты экзамена были аннулированы, а сотрудник понёс соответствующее наказание.

Комиссионно мы принимаем теоретические экзамены у граждан, которые приходят сдавать теоретическую часть после лишения. Такое делается в обязательном порядке. Это значит, что решение принимает не один сотрудник, их, как минимум, должно быть два. А ещё – это я приветствую и требую – необходимо, чтобы (когда это возможно) присутствовал и сотрудник профильного надзорного отдела или КПО. Этому аспекту, я считаю, мы уделяем достаточное внимание. И хочу отметить, что только за последние две недели выявлено 5 фактов попытки сдачи теоретического экзамена с использованием запрещённых технических средств. По-другому сказать, это микронаушники, которые вставляются в ухо. Что-то типа того, как это изображено в известной комедии про приключения Шурика: там персонаж говорил, что «профессор – лопух»; тогдашние технические средства были современными для той поры, а сейчас… Два таких случая были выявлены в Арсеньеве при попытке сдать теоретический экзамен.

-Как и какими автомобилями пополняется автопарк?

-Такое, глобальное и действенное, пополнение началось с 2019 года. Поставки патрульных транспортных средств для ДПС осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения». С 2019 года поставлено 135 таких транспортных средств. Если по маркам, то это были у нас «Škoda-Octavia», «УАЗ-Патриот», «Лада-Веста-Кросс». Последняя поставка (она была 2023 году, мы эти машины получили и раздали по территориям) – 16 автомобилей «Haval».

-И как они себя зарекомендовали?

-В настоящее время по «Haval’ам» – в целом, только положительные отзывы. Они обладают мощностью 190 лошадиных сил, там стоит 2-литровый «турбовый» двигатель. И, что важно для Приморского края и рельефа нашей местности, полный привод, 4WD.

-Помогают ли ветераны ГИББД Приморья молодым сотрудникам, как работает ветеранское движение ГАИ?

Хочется отметить, что те, кто не помнит свою историю, кто не знает свою историю, у них нет будущего. Госавтоинспекция является такой, корпоративной, службой. Мы чтим и помним свою историю и традиции. У нас существует своя ветеранская организация, которая на данный момент насчитывает 105 человек. Из них – 7 ветеранов, которые имеют боевой опыт, являются ветеранами боевых действий. Председателем Совета ветеранов является наша сотрудница, которая проработала в системе МВД более 25 лет, в том числе – и в Госавтоинспекции, она же является и хранителем нашего музея. Это Колтунова Галина Александровна, подполковник милиции в отставке. В Управлении ГИБДД имеется и свой музей Госавтоинспекции. Рекомендую посетить…

Ветераны участвуют и в жизни коллектива. Да и мы стараемся о них не забывать. Это – и различные памятные даты, и мероприятия, где происходят встречи молодых сотрудников с ветеранами, во время которых они рассказывают о своём профессиональном пути, делятся опытом. А все ветераны прослужили в Госавтоинспекции несколько десятков лет, и им есть что рассказать молодым сотрудникам. Впрочем, не только молодым, но уже и устоявшимся, «старослужащим». Можно сказать, что со стороны уже состоявшегося опыта и авторитета порой дать определённый «нагоняй»…

-Насколько Приморский край оснащён средствами автоматического контроля за движением? Каков вклад технического контроля в выявление правонарушений (сколько камер и т.д.)?

-В настоящее время на территории Приморского края функционирует порядка 300 камер фото-видеофиксации административных правонарушений. Ими фиксируются такие правонарушения, как нарушения скоростного режима, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил проезда перекрёстков (проезд на запрещающий сигнал светофора и нарушение правил пересечения стоп-линии), непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах, выезд на встречную полосу. Только за 2023 год по нарушениям, поступившим с камерам фото-видеофиксации, подразделениями ЦАФАП вынесено более 2,5 миллионов нарушений Правил дорожного движения. Основной вид нарушений, который фиксируется, – это, конечно же, скорость. Порядка 97% от общего количества выявленных правонарушений.

Камеры фото-видеофиксации, безусловно, влияют на состояние аварийности. В тех местах, где они установлены, аварийность сразу же снижается, либо мы полностью ликвидируем этот так называемый «очаг». Работа камер очень даже эффективна, особенно – при выявлении непредоставления преимущества пешеходам. Тут никаких не будет отговорок, что сотрудник «неправильно понял», «неправильно визуально определил какое-то расстояние», что «пешеход дошёл или не дошёл», «помешал – не помешал автомашине». Здесь всё чётко компьютер высчитал: помешал – штраф пришёл.

По оснащённости: если взять один из самых развитых регионов в направлении фото-видеофиксации – это Татарстан, то у них 1 камера – на 9 километров дорог. В Приморском крае этот показатель составляет 1 камера – на 54 километра. Т.е. есть к чему стремиться, и, конечно же, снижение аварийности с применением камер фотофиксации нам очень помогает.

-Привлекаются ли сотрудники ГИБДД к проектированию улично-дорожной сети Владивостока и других городов края?

-Наверное, начну с того, что вообще, в целом, организация дорожного движения лежит на собственнике дороги. Мы участвуем в различных проектах, вносим какие-то предложения по организации дорожного движения, участвуем в комиссиях по безопасности дорожного движения. Но не всегда (даже, сказал бы, в большинстве случаев) наши предложения не учитываются. Почему? Потому что у Госавтоинспекции исключена такая функция, как согласование проектов организации дорожного движения. Раньше все проекты (это было ещё лет 5 назад) в обязательном порядке согласовывались с Госавтоинспекцией. Т.е. любая организация дорожного движения, любой проект и схема, с нами согласовывалась. В настоящий момент этого не происходит. Поэтому, когда мы видим, как строятся жилые кварталы, даже отдельные дома, торговые центры, не всегда – с точки зрения простого обывателя – комфортно и удобно гражданину. Либо количество парковочных мест недостаточно, либо даже простой обыватель видит, что выезд либо заезд узкий, недостаточный для этого. И такие случаи нередки, к сожалению.

-Считаете ли вы, что Владивостоку нужны двух-трёхуровневые дороги? Или нет?

-Начать ответ на этот вопрос я бы хотел с цитаты, принадлежащей главному архитектору г. Владивостока и Приморского края, заслуженному архитектору РФ, почётному гражданину Приморского края- Валентину Васильевичу Аникееву. Он эти слова произнёс в 1981 году. Т.е. прошло более 40 лет, и вы услышите, что они актуальны и сегодня, ныне злободневность их стала сейчас даже острее: «Строить надо в комплексе, во всём градостроительном комплексе, но для Владивостока исключительно важно, особенно важно: нужно развязывать транспортные узлы, строить те дороги, те путепроводы, те развязки, которые необходимы для того, чтобы транспортная система города удовлетворяла его жизни, его потребностям. Потому что сегодня, будем прямо говорить, очень много узлов, которые надо развязывать».

-В современных реалиях однозначно, как минимум, нам нужны в первоочередном порядке именно развязки. Ведь город Владивосток – это портовый город. Есть порт, даже не один.

Когда идёт смещение вектора грузопотоков на Дальний Восток, в частности – Владивосток,  идёт увеличение и туристического потока (мы же сейчас являемся и центром притяжения туристов) – не только из субъектов России, но и из ближайших стран… В этих условиях нам однозначно нужны не только развязки, но в ближайшем будущем возможно и двух-, и трёхуровневые дороги, чтобы отвечать тем требованиям, которые будут предъявляться к дорогам с учётом грузо- и пассажиропотоков.

-Как вы считаете, служба в ГАИ – это профессия или образ жизни?

-В августе этого года  будет ровно 25 лет, как я пересёк порог службы, которая называется «Госавтоинспекция». Т.е. об этой службе я знаю не понаслышке, всю её знаю изнутри, в каких-либо других подразделениях я не работал. Поэтому я думаю, что имею полное право, наверное, сказать: с учётом тех тягот и лишений, которые достаются сотруднику Госавтоинспекции (работа в зной, в мороз, в снег, в дождь, а порой и негативная реакция граждан и прочее-прочее-прочее)… Вот, в этих-то условиях, чтобы стать нормальным сотрудником Госавтоинспекции, порядочным сотрудником Госавтоинспекции, служба в Госавтоинспекции – это, наверное, не образ, не профессия, а призвание!

Беседовал Александр Огневский

Автор фото – Елена Лапина

 Редакция выражает благодарность пресс-службе УГИБДД УМВД по Приморскому краю и пресс-службе УМВД по Приморскому краю за помощь в подготовке материала


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Олеся@mail.ru

Какой импозантный мужчина♥️