«Шинный удар»: «жаркий» ноябрь для автолюбителей уже наступил!

12.Ноя.2020

Каждое наведение порядка оказывается ещё большим беспорядком

Председатель  НП «Лига финансовых институтов», независимый эксперт НПА Минюста РФ, член межведомственной комиссии по защите прав потребителей при Правительстве ПК Александр  Ивашкин (Владивосток) рассказал нашей редакции о новых проблемах, которые ждут автолюбителей.

В вашем интервью, опубликованном в октябре на портале «Золотой Мост» под названием  «Коррупция как системообразующее понятие в Приморском крае»(https://goldenmost.ru/korrupcziya-kak-sistemoobrazuyushhee-ponyatie-v-primorskom-krae/) Вы допустили образование института информаторов в сферах бытовой коррупции и в финансовой отрасли. На ваш взгляд это отбило бы охоту у нечистых на руку финансистов и чиновников нарушать законы. Как Вы думаете, введение института информаторов (сексотов) в той области, которая всегда считалась прерогативой ГИБДД, уменьшило бы количество ДТП и дисциплинировало бы водителей?

-Идеально через какое-то время мы придём к тому, что ещё в нашем обозримом будущем придорожных полицейских, как и в развитых странах мира, на улицах городов днем с огнем не сыщешь. Никто утром Вас не остановит с мотивом «проверка документов».

Теперь о сексотах. В моем представлении, мотив, чтобы автолюбители как можно чаще нарушали ПДД, есть сейчас только у категории людей, задействованных в процедуре учета тех самых ПДД. Вот как раз для них денежный поток — главное мерило их действий. И ведь по сути именно они наживаются на чужих недостатках и глупости — они и есть придорожные сексоты.

Ведь не могут быть камеры, которые устанавливаются для снижения аварийности на дорогах, стать «источником доходов» физлиц. Еще раз повторю — предпринимателям причитается до 90% доходов от штрафов за нарушения, зафиксированные с помощью камер. Государству налоги автолюбителей нужнее, чем частнику! Может, здесь вшит элемент «коррупциогенности»?  Именно по этой причине (чтобы подловить водителей) придорожные сексоты свои треноги «прячут» за перегибами дорог, в поворотах, за столбами. Разве это хороший пример принципов государственно-частного партнёрства? Коль это касается миллионов автолюбителей, необходимость внедрения в стране механизм общественного контроля за работой камер уже стоит слишком остро.

Идём далее. А что в том такого плохого, если участники дорожного движения (информаторы) сами бы «штрафовали» друг друга, выкладывая ролики в специальных мобильных приложениях на смартфоне или планшете? Все добропорядочные автолюбители не должны отказываться информировать правоохранителей о нарушениях ПДД другими участниками дорожного движения — это бережет жизни других участников движения и сильно дисциплинирует. Хотя понимаю, что найдутся и те, которым безразличны «чужие беды на дороге», назову их «дорожное быдло». Поэтому, если будет несложный алгоритм подачи жалобы, то эта инициатива с т.н. «информаторами» вполне реальна и действенна.

— С 1 ноября в стране началась обязательная маркировка шин и покрышек. Как вы считаете, как данные нововведения отразятся на авторынке? Чего ожидать обычным гражданам с ценой товара, а также помогут ли данные нормы избежать контрафакта? А справятся ли власти с утилизацией старых колес на примере Владивостока?

— Целью любой маркировки товаров является борьба с нелегальным оборотом.  Как Вы знаете, маркировка стартовала в РФ с меховых изделий. С 1 июля действует обязательная маркировка сигарет и папирос, лекарственных средств и обуви. С 1 октября была введена маркировка духов и туалетной воды, фотоаппаратов и ламп-вспышек. С 1 января 2021 года вводится маркировка некоторых товаров легкой промышленности, с 20 января — молочной продукции.

Инициатива по маркировке шин изначально исходила от самой отрасли, представители которой отметили целесообразность распространения маркировки на эту продукцию. Ряд ведущих отраслевых организаций страны (компании «Кордиант», «КамаШина» и другие производители шинной продукции) были очень обеспокоены увеличением уровня незаконного оборота.

Пока же на первом этапе внедрения маркировки с 1 ноября ещё  возможна продажа немаркированной продукции в обычном порядке, но уже с 15 декабря 2020 года продажа шин допускается исключительно в маркированном виде, но разрешено хранение немаркированных шин. С 1 марта 2021 года хранение шин допускается только в маркированном виде.

Новые правила вводятся как раз в сезон смены резины, это, пожалуй, одно из неудобств этого периода маркировки, т.к. по понятным причинам будет небольшая ценовая борьба между «контрафактом», «оригиналами» и бэу-шинами. Разброс цен на один и тот же размер шин будет колебаться до 15-25 процентов. Кроме того, эти новшества при маркировке шин приведут к очень интересным последствиям, о которых расскажу ниже

Да, действительно,  эти действия «маркировщиков» могут временно привести к тому, что часть автолюбителей и фирм владельцев грузовичков  на какое-то время с учетом своего скудного бюджета перестанут  покупать «оригиналы», оставаясь на «лысой» резине, и это сразу же отразится при первом серьёзном снегопаде во Владивостоке, превратив в этот день весь город в «красные» линии передвижения. Итог — аварийность вырастет: часть водителей предпочтут ездить на старых покрышках до последнего.

Но и не это самое главное. У нас в Правилах дорожного движения вообще нет требования по сезонности применения шин, как во всех соседних странах! Это касается в первую очередь водителей и владельцев тяжёлых грузовиков и автобусов. Уж очень дорогая зимняя резина для этой техники, стоимость одной покрышки может достигать 100 тыс. рублей, а их нужно 6, 8, а то и 12 штук, поэтому их восстанавливают, как правило.

С учётом вышесказанного, а может, потому что наша полиция должна все знать и предусматривать, МВД подготовили проект «Основного перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств» (это приложение к Правилам дорожного движения).  Они предлагают запретить эксплуатировать автомобили с летними шинами зимой и с шипованными шинами летом, и записать это в ПДД, как и в Техническом регламенте. То есть пока в перечне запрещено лишь использовать старые покрышки, если остаточная глубина рисунка протектора шин меньше минимально разрешенной (например, для легковых автомобилей для летних шин – не менее 1,6 мм, для зимних – 4 мм).

Если эти нормы «пропишут» в Правилах дорожного движения, сотрудники ГИБДД получат право составлять на нарушителей протоколы и выписывать штрафы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Наказание пока  не слишком серьезное – 500 рублей. Этот штраф пока «ни о чем», Вы согласны? По новым предложениям, после ДТП, экспертиза может установить, что старая резина была одной из причин аварии, и тогда почётную обязанность возмещать ущерб «повесят» на «экономного» водителя.

Могут быть также подвержены запрету   восстановленные шины, если их возраст больше 7 лет, или шины с восстановленным протектором на переднюю ось. Словом, для владельцев грузовиков и автобусов могут наступить непростые времена (в очередной раз).

Думаю, эти новшества МВД упростят жизнь простым водителям легковушек — не придется больше стоять у обледенелого подъема дороги, подняться по которому напрасно пытается тяжёлая фура, бешено и страшно при этом вращая колесами.

Думаю, на этом фоне может появиться еще одна, самая действенная «дубина» от страховщиков в правилах ОСАГО.  Кто помешает страховщику в договорах страхования отдельным пунктом записать ответственность водителя за ДТП, если он не по сезону «обут»?  То есть с большой вероятностью такой водитель будет признан при ДТП виновным в любом случае со всеми вытекающими финансовыми последствиями.

Применяя обычные численные методы и математическое моделирование, легко посчитать (с небольшой долей погрешности), что с учетом того, что в Приморье на учете в ГИБДД  стоит 1,1 млн  автомобилей, новых шин, равно как и бэушных (при цикле 4 года)  будет (условно) одинаковое количество, а именно 275 тыс. единиц и тех, и других. Так вот, из изношенных шин в Приморье соберется на «утилизацию» в лучшем случае 15%. С учетом текущих реалий в сфере переработки шин для Владивостока — это огромная проблема, которая до сих пор не решена, а осенний договор мэрии с 65-ю автомастерскими и шиномонтажками о приёме на утилизацию бэушных шин это, что называется, «курам на смех». Потому как одна фирма может собрать, в среднем, 300 единиц колес, а это всего 20 тыс., а остальные 250 тысяч они где окажутся? Может быть еще и потому, что кроме фактической, есть «фиктивная» утилизация»? Мэрия Владивостока об этом догадывается, в противном случае заключила бы договоры с 900 аналогичными автомастерскими?

При растаможке автомобилей всегда платится утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством сбор платится только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.

Но ведь нигде во Владивостоке нет никакой новой инфраструктуры по утилизации старых авто с момента введения сбора. Всё как было, так и осталось. Утилизируется лишь мизерная доля старых машин, и никто даже не знает, сколько именно. Статистики просто нет по таким машинам. Как и нет по шинам бэу.

Так что, вероятнее всего, нам придется через какое-то близкое время принять от бюрократии новый «шинный» утилизационный налог, а автовладельцы станут в очередной раз «дойными коровами». Скорее всего, знаем по опыту, новый «шинный» налог будет непрозрачным, с различными увёртками и ухищрениями, на которые горазда наша бюрократия. Дело в том, что часть авторов проекта такого «шинного» налога хотела ввести утилизационный сбор на шины, который взимался бы в пользу государства. А государство, в свою очередь, организовывало бы всю систему утилизации и переработки резины. Но мы знаем, что вышло с утиль-машинами! Кстати, средний налог на шину в Европе -1,5 евро в год за колесо. Байкерам как-то полегчало?

И в конце — опытные автомобилисты уже давно сами способны вывести для себя оптимальную формулу прохождения ежегодного межсезонного ритуала, даже несмотря на наступившую маркировку. Правда, увы, для нас характерны и такие черты, как отсутствие ответственности и родной авось, благодаря которым даже бывалые автомобилисты пренебрегают всеми правилами безопасности. Так что, если вы за рулём недавно, стоит всё-таки прислушаться к советам тех, кто основательно погружен в процесс, то есть к производителям покрышек. С 2021 года на Ваших «ласточках» должны лишь быть маркированные шины. Удачи нам на дорогах.

-С 1 ноября в любом регионе России можно будет оформлять не только бумажное, но и электронное извещение о мелких ДТП, составляя его через европротокол при помощи смартфона. Как вы думаете, эти изменения приведут к мошенничеству — ведь Владивосток по данным РСА почти всегда лидер рейтинга «красной зоны» по версии РСА?  Повлияет ли это на стоимость полисов ОСАГО?

-Сразу хочу поздравить все страховое сообщество страны с этим небольшим, но давно ожидаемым нововведением — применение такой технологичности оформления ДТП ускорит время оформления ОСАГО, а еще разгрузит сотрудников ГИБДД.  Ведь мало, кто откажется от возможности зафиксировать аварию на месте быстро и просто – без вызова инспектора и заполнения бумажных протоколов. Думаю, предполагаемые убытки от мошенничества, которое предстоит страховщикам преодолеть в будущем (подделка исходных данных ДТП), уже сейчас были заложены в новые тарифы полиса по ОСАГО. И введение этого регламента никак не отразится на стоимости ОСАГО.

Теперь самое важное — как это будет работать? Аавтовладельцы смогут зафиксировать ДТП при помощи европротокола. Им нужно отправить извещение в страховую компанию через приложение, интегрированное с Единой системой интеграции и аутентификации (ЕСИА). На действие отводится не более 15 минут.

Чтобы получить доступ к «Суперсервису», надо пройти регистрацию на Портале госуслуг и скачать приложение. В случае аварии, которую можно оформить с использованием европротокола, все нужные данные «подтянутся» из личного кабинета – автовладельцу понадобится лишь загрузить фото с места происшествия.

Не лишним будет напомнить азы европротокола.

Чтобы оформить аварию без участия инспектора и бумажной волокиты, нужно, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • Участники происшествия – только автомобили.
  • Вред нанесен машинам – люди (пешеходы, водители, пассажиры) не пострадали: их здоровью и жизни ничего не угрожает.
  • Наличие действующих договоров ОСАГО у автовладельцев.
  • Оба водителя оценивают ущерб менее чем в 100 тысяч рублей. Во многих регионах страны это максимальная сумма выплат по европротоколу. В столице, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях компенсация может достигать 400 тысяч рублей.

При несоблюдении даже одного из вышеперечисленных условий придется заявить о столкновении в ГИБДД.

Если соблюдены правила оформления ДТП со смартфона, то страховая компания будет обязана выплатить компенсацию. Если Вы получили неправомерный отказ, то сможете обжаловать его у финансового омбудсмена.

Воспользоваться услугой можно только в том случае, если оба участника ДТП прошли регистрацию на Портале госуслуг, сделали фотографии места происшествия и согласны друг с другом в вопросе обстоятельств аварии. Если между водителями есть разногласия, придется оформлять стандартное извещение на бумаге.

Согласно постановлению правительства, сведения о происшествии можно передавать:

  • Через приложение. На отправку данных отводится час.
  • При помощи системы «ГЛОНАСС». Воспользоваться кнопкой SOS можно не позднее чем за 10 минут после ДТП. Данные с оборудования (координаты места происшествия, дата, точное время, скорость, направление, ускорение или торможение) отправляются в государственную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», затем – в АИС ОСАГО.

Такой способ оформления ДТП значительно упрощает жизнь виновнику аварии. Ему, если у него нет каско, вообще не нужно общаться со страховой компанией. При оформлении по европротоколу бумажного извещения в течение пяти дней он должен передать свою копию в свою страховую компанию. В противном случае страховщик выставит ему регресс на ту сумму, которую заплатила своему клиенту компания пострадавшего в ДТП.

Напомним, что помимо приложения «Помощник ОСАГО» есть ещё приложение «ДТП.Европротокол». Но оно не дает возможности безбумажного оформления ДТП. Зато позволяет даже при несогласии второго участника с обстоятельствами аварии получить до 100 тысяч рублей. Для выплаты в пределах 400 тысяч должно быть согласие второго участника с обстоятельствами аварии.

— О рейтинге РСА Приморья?

— В России существуют два рейтинга регионов (РСА и Центробанка) с оценкой рисков по недобросовестным действиям на рынке ОСАГО. По методике Центробанка,  Приморье (наряду с 22 субъектами-Москва, Владимирская, Смоленская, Липецкая, Ивановская, Нижегородская, Ульяновская, Пензенская, Новосибирская, Иркутская, Челябинская, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Марий Эл, Республика Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Хабаровский край, Бурятия и Еврейская автономная область) входит в т.н.  «жёлтую» зону, где риски мошенничества с «автогражданкой» велики, но не настолько, чтоб регион был включен в «красную» высокорисковую зону (это Краснодарский край и Адыгея, а также весь Северный Кавказ: Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ставропольский край, Чеченская, Кабардино-Балкарская республики, Ингушетия). А по методике РСА Приморье часто возглавляет (вместе с Северной Осетией и Адыгеей) список самых «токсичных» регионов страны по ОСАГО. Приморье по версии РСА находится в «красной зоне» рейтинга. Их рейтинг учитывает несколько критериев, указывающих на активность в нашем регионе «автоюристов», которых РСА любят называть «недобросовестными». Поскольку «счетоводы» от РСА берут в расчёт всего  шесть показателей по ОСАГО, половина из которых взята с потолка или притянуты за уши, то оставшиеся показатели все же  имеют свойством  быть реальными судебными решениями  в ответ на бездарно составленный и повсеместно тиражируемый СМИ рейтинг «токсичности»  «аля-РСА». Именно по этой причине чинуши от РСА увидели две серьёзные угрозы, исходящие от Приморья — великолепная работа в течении ряда лет автоюристов в Приморском крае на ниве защиты автовладельцев ОСАГО и неспособность РСА противостоять решениям судебной и исполнительной системам в Приморье. Не правда ли, было бы здорово для РСА — просто получать страховые премии что называется «из воздуха» без всякого вмешательства суда! Разве бы это было справедливо?

-Как вообще это могло произойти?

— Потому что на результат РСА-«рейтинга» (назову его «недобросовестным») влияет величина отношения судебных издержек к несудебным, которая в Приморье находится (по мнению РСА) на критической отметке. Опять же, по их мнению, свои расходы страховщики сейчас вынуждены тратить на урегулирование дел по возмещению убытков автовладельцу, да и ещё гонорар адвокату выплачивать, что является (по их мнению!) несправедливыми выплатами, формирующими тот самый рейтинг Приморья как «токсичный». Не правда ли нонсенс — в Приморье руководством РСА ставится под вопрос справедливость вынесения решений региональной судебной системой? Т.к. все накладные расходы страховщиков в регионе (штрафы, пени, неустойки, оплаты экспертиз) являются по мнению РСА неправомерными, что дает повод называть Президенту РСА приморских  юристов, участвующих в судах и взыскивающих убытки через суд, «псевдоправозащитниками»  автолюбителей, голословно обвиняя их в фальсификации ДТП, исполнительных листов, проведении экспертизы не по Единой методике, завышении стоимости экспертизы и пр..

-Голословно?

— У меня нет никаких данных не только за последнее время, но и за весь срок действия ОСАГО из судебной практики в Приморском крае, где эти неблаговидные моменты были судом подтверждены или доказаны. Меня порой удивляет в этой ситуации то хладнокровие, которое испытывают судьи, читающие и внятно понимающие действие рейтинга РСА на подрыв доверия вообще к институту судейского корпуса и ОСАГО в Приморье. Или это- Argumentum ad ignorantiam (лат. — аргумент, рассчитанный на неосведомленность)!?

А какова роль Банка России в этой ситуации?

— Фактически, ЦБ её не пытается обозначить. Быть может по недомыслию. Центробанк упускает факт того, что автовладельцев в разы больше в России, чем заёмщиков в банках и кредитных конторах.  Хотя, как регулятор (надзор) уже в это «ковидное» время мог бы вмешаться еще и потому, что сейчас (в кризисных условиях) надо следить не за соблюдением страховщиками коридора   тарифа ОСАГО, а за тем, как облегчить жизнь граждан. Автолюбители, к сожалению, не богатеют, а машина давно превратилась в средство передвижения, но никак не средство обогащения страховщиков!  «Либо продавай конкурентное ОСАГО, страховщик, – либо сдавай лицензию» — пусть этого простого правила придерживаются страховщики, работающие в Приморье.

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Павел

Добрый день. Как всегда, доступным языком обозначена проблемная ситуация и разъяснение по ней. Хотя с сексотами я бы повоздержался, не хочется жить в стране стукачей. С шинами вопрос поднят правильно, но на правительственном уровне решен половинчато.