Следователи, работающие по «делу Шамратова», хотят «сгенерировать» в Приморье миллионное «таможенное» дело?
Расследование деятельности отдельно взятого пограничного перехода «Турий Рог» выглядит несколько искусственным, учитывая особенности приграничного ввоза товаров из Китая в Россию
Уперлись «рогом»
В начале августа 2018 года в Приморье без особых фанфар было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Дела такие в Приморье возбуждаются редко. Для этого нужна либо высочайшая «политическая воля» (как это было с приснопамятным «делом Лысака»), либо совсем уж беспредельная наглость участников ВЭД, работающих в одной «спайке» с теми, кто проверяет ввозимый товар при прохождении госграницы. Собственно, ни первого, ни второго пока нет. А уголовное дело – есть. Причем, касается данное уголовное дело работы погранперехода «Турий Рог», через который (по версии следствия) частными лицами (гражданами РФ) под видом китайских товаров для личного пользования ввозились партии коммерческого груза.
Конечно, недавно в Приморском крае нашумело еще одно дело по ст. 194 УК РФ – так называемое «дело Родиона Тихонова». Но там изначально ставки на раскрытие были высоки. Достаточно сказать, что «дело Тихонова» инициировали сотрудники центрального аппарата ФСБ и СКР, быстренько «присовокупив» к нему к нему ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества). Под арестом оказались очень высокопоставленные таможенники Дальнего Востока, которых обвинили в многомиллионных взятках. Но нужно понимать особенность «дело Тихонова»: он был настолько мощным «тяжеловесом» в части ВЭД, что дальневосточная правоохранительная система даже не пыталась интересоваться его бизнесом. Разница вся между этими делами в том, что по сравнению c бизнесом Тихонова, деловая активность на «Турьем Роге» имеет просто «копеечный» формат. У Тихонова товары шли сотнями контейнеров, в то время, как объем провозимого на «Турьем Роге» — несколько десятков человек в день, и то не ежедневно.
«Возбудителем» уголовного дела по ч.4 ст. 194 УК РФ на «Турьем Роге» является Ю.С. Самынин – старший следователь Шестого следственного управления (с дислокацией в Хабаровске) Главного следственного управления СК России. Тот самый следователь Самынин, который в настоящее время расследует уголовное дело в отношении Шамратова – экс-замнгачальника УМВД по Приморскому краю. Объем «шамратовского» дела постоянно растет, в деле появляются все новые и новые фигуранты, но, видимо, в свободное от расследования «дела о премиях», у Ю.С. Самынина есть время расследовать еще и «таможенное» дело на «Турьем Роге». При этом на сегодняшний день дело по ст. 194 УК РФ возбуждено по факту – обвинение никому не предъявлено, а работа следствию, как можно предположить, предстоит большая: под подозрение попали свыше сотни туристов, которые в указанные дни августа 2017 года ввозили товары. Плюс есть еще таможенники, пограничники и учредители ООО «Автопереход – Турий Рог». И всех нужно допросить. Как говорится, с таким объемом работы, путь до истины – неблизкий.
Под подозрением – все?
Удивительно то, что история дела на погранпереходе «Турий Рог» берет начало еще год назад. В августе 2017 года и на самом автопереходе «Турий Рог», и в офисе одного из учредителей прошли обыски и выемки документов по якобы имевшимся фактам незаконного ввоза большой партии «коммерческих товаров» и неуплаты пошлин. Тогда все эти мероприятия не закончились ничем. Ни задержаний, ни арестов. Полная тишина. Так бывает: выстроили версию, задержали товар, но виновных лиц как бы и нет. Потому что формально всё ввозилось по той же схеме, что и всегда. Хотя, по мнению спецслужб, проводивших обыск и изъятия, через автопереход «Турий Рог» ввозились китайские товары, которые затем «оседали» на знаменитом Уссурийском китайском рынке. Впрочем, для понимания нужно отметить: на рынок в Уссурийске вот уж четверть века стекаются товары со всех погранпереходов Приморья. И из «Турьего Рога» приходит не самый большой поток. Не стал исключением и август 2017 года. Как ни странно, и сегодня товары со всех пяти автопереходов, как всегда, идут на склады Уссурийского рынка.
Нужно отметить такой исторический момент: когда в начале 1990-х годов начиналось активное международное сотрудничество, государство не взяло на себя ответственность за создание инфраструктуры погранпереходов (куда входят и автопереходы, и железнодорожные переходы). Развитием автопереходов занимался частный бизнес. Поэтому в 90% случаев на всех пограничных переходах Дальнего Востока России наблюдается одна и та же картина: имущество, земли, постройки, которые государство использует в качестве погранпереходов, находятся в частных руках. «Начальников» на погранпереходе много: это и Росгранстрой (структура Минтранса России), который регулирует работу и развитие перехода, и пограничники, и таможенники, и Россельхознадзор. Сами владельцы погранпереходов реальной власти на своих объектах практически не имеют, потому что госграница – это «государственная граница», а никак не «частная». И сегодня в России нет возможности «купить себе кусок границы» — это невозможно ни законодательно, ни фактически. Погранпереходы – это как раз пример того государственно-частного партнерства, о котором столько говорят, когда бизнес всё развивает, а государство всё контролирует.
А теперь – немного ликбеза про ввоз товаров из-за границы. Есть особенность ввоза иностранных товаров, которая действует на всей территории России – любой гражданин РФ имеет право ввозить из-за границы 50 кг товара. А дело таможни – разобраться на месте: везет гражданин 50 кг товаров для личного пользования или же для коммерческого. Если таможня подозревает, что гражданин везет товары не для себя, то имеет право временно изъять груз, чтобы разобраться – конфисковать товар или же вернуть владельцу. И, если вдруг за пределы таможни, на российскую территорию доставлены не те товары (по документам одни, а по факту – другие) – вопросы тут нужно задавать таможне. При этом, если считать преступлением ввоз 50-килограммовых партий товара через границу частным лицом, то возбуждать дела нужно не только в границах погранперехода «Турий Рог», а на всех переходах, где такое явление имеет место быть. Но пока уголовное дело по ст. 194 УК РФ возбуждено только в одном случае – там, где дело касается «Турьего Рога», и где события имели место быть год назад. При этом сама санкция части четвертой статьи 194 УК РФ предусматривает очень серьезную ответственность для виновных лиц: лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет, миллионные штрафы и т.п.
А сегодня ситуация с уголовным делом выглядит так: пока обвинение не предъявлено никому. А значит, под подозрением – все, кто имеет отношение к автопереходу «Турий Рог»? Вся сотня туристов, которые проехали через границу в этот день с товаром? Вся смена таможни и пограничников, допустивших такое безобразие? Туристические компании, ввозившие туристов? Учредители ООО «Автопереход – Турий Рог»? Возникает такое ощущение, что уголовное дело по «таможенной» статье в части работы «Турьего Рога» возбуждено уж очень избирательно. Кому-то, наверное, очень нужно, чтобы этого уголовное дело «сгенерировали» на конкретном автопереходе?
Переходы-«аутсайдеры», Или бизнес-климат, которого нет
Если посмотреть со стороны, то история с уголовным делом на пограперехроде «Турий Рог», с одной стороны, — выглядит вполне сурово. Следователи, работающие по «делу Шамратова», нашли еще одну точку приложения своих сил в Приморье. С другой стороны, — налицо классическая «война спецслужб», когда одно силовое ведомство доказывает другому, что то совсем «не ловит мышей».
Резонансные уголовные дела – это, наверное, хорошо, если они способны улучшить ситуацию с наполнением бюджета или же улучшить приграничное сотрудничество. Российские власти на всех уровнях говорят о том, что бизнес-климат нужно в стране срочно улучшать, а бизнес – избавлять от проверок. Ну, с таким подходом можно сказать, что бизнес-климата в области приграничного сотрудничества в Приморском крае – вообще нет. С российской стороны автопереходы, соединяющие Приморье и китайские провинции, — давно уже аутсайдеры. Если с китайской стороны – огромные площади залов ожидания из стекла и бетона, шестиполосные дороги, комфорт и отсутствие очередей, то с российской стороны – мрак: нет туалетов, ожидание по несколько часов, а то и дней, деревянные хибары для контрольно-надзорных служб. А полос в сторону Китая – одна-две. Все это происходит из-за избыточного контроля со стороны государства и предельной забюрократизированности любой процедуры. Хочешь расширить автопереход – попробуй получить землю, попробуй построить, попробуй отбиться от всех проверяющих. Территория-то – режимная. Здесь каждый прапорщик – уже большой начальник, а полковник – так просто божество.
…Несколько месяцев назад врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко собрал руководителей автопереходов Приморья с целью узнать, — не хотят ли они передать в будущем свое имущество в собственность государства? Ибо наши погранпереходы в Приморье – это «аутсайдеры», и это власти узнали. В свете будущего развития «транспортных коридоров» «Приморье-1» и «Приморье-2» нужно серьезно вкладываться в развитие инфраструктуры переходов. Но бизнес устал от «режимов», от контроля, и бюрократии – бизнес не рвется в инвестиционные проекты. Еще неизвестно, что сами переходы получат от возросшего потока автомобилей и автобусов. И государство недавно предположило, что оно могло бы быть лучшим собственником переходов, нежели частный бизнес. И один из владельцев практически сразу согласился передать свой комплекс государству. Потому что ежегодно платить миллионы рублей за земельный налог, тратиться на проекты перестройки перехода, годами биться за право получить землю под расширение – надоело. Только вот пока передачи не случилось: у государства пока нет структур, которые могли бы управлять переходом, а частник все-таки безубыточно работает на этом «проблемном» направлении десятилетиями.
Но о каких «транспортных коридорах» можно сегодня говорить в Приморье, если завтра приедет следователь из Хабаровска, возбудит дело – и кто станет «жертвой» этого дела даже трудно предположить. К бюрократии теперь прибавилась опасность уголовного преследования с «посадкой» на 7-12 лет. На китайской стороне об этой истории тоже знают. И китайская сторона однажды может передумать – слишком уж нестабильная, неспокойная и нервозная ситуация становится с российской стороны границы…
Оставить комментарий