Станут ли гостеприимными «воздушные гавани» Дальнего Востока?
Новые маршруты осваивают неспецифические игроки рынка авиаперевозок
В числе медиаресурсов, обратившихся к теме установления прямого воздушного сообщения между городами Дальнего Востока и сочинским аэропортом Адлер, оказался и городской портал sochi24.tv. Он опубликовал материал о начале, как можно понять, новой страницы в истории авиакомпании IFly, которая взялась за осуществление перевозок. Правда, на сайте самого перевозчика лента новостей обрывается на событиях 2019 года, поэтому новые события оказываются отражёнными в изложении совсем на иных интернет-ресурсах.
Куда более интересным является аналитический обзор, представленный (правда, несколько ранее) авиационным деловым порталом ato.ru. В предложенной им публикации как раз возможно обнаружить подоплёку и некоторые важные подробности того, как и почему такой чартерный перевозчик, как авиакомпания IFly оказалась вынужденной осваивать не характерный для неё ранее рынок перевозок пассажиров внутри страны. Ведь до относительно недавнего времени она работала исключительно на международных направлениях и всецело с туристическими компаниями.
О необходимости корректировки бизнес-модели в IFly задумались в связи с сегодняшней ситуацией, когда «санкции усложняют техническую эксплуатацию парка; запреты на использование воздушного пространства некоторых стран, регулятивные ограничения, высокие риски и сохраняющиеся в ряде регионов карантинные режимы оставляют узкий выбор рынков, особенно для широкофюзеляжной техники». Многоаспектный характер выбора нового направления полётов побудил к нестандартному подходу к решению возникших проблем. Ведь ранее «привычные алгоритмы моделирования оказываются практически бесполезны», а необходимо «продолжать работу, сохранять штат и эксплуатировать имеющуюся авиатехнику».
Авиакомпания IFly была создана ещё в 2009 году и являлась «одной из трёх российских авиакомпаний, бизнес-модели которых строились изначально на 100%-ном выполнении международных чартерных перевозок в интересах туристических операторов». В «допандемийный» период она начала свою деятельность в качестве чартерного перевозчика, пока не стала «регулярным на китайских направлениях, с широкой маршрутной сетью». Пандемия ковида побудила авиакомпанию переориентироваться на грузоперевозки, для осуществления которых были приобретены два пассажирских A330 с демонтированными салонами. Нынешняя ситуация заставила искать новые решения для выживания, поскольку у перевозчика взят в операционный лизинг целый парк дальнемагистральных широкофюзеляжных Airbus A330.
Как можно понять, первым шагом на этом пути стало налаживание еженедельных рейсов из базового московского аэропорта Внуково в Петропавловск-Камчатский, начало им было положено 10 июня т.г. В течение начавшегося лета предстоит освоить ещё два дальневосточных направления: с 22 июля IFly начнутся рейсы до Южно-Сахалинска, а с 20 июля – до Владивостока. По замечанию аналитиков ato.ru, «изначально Дальний Восток планировался как чартерное направление». И связано это было с такими обстоятельствами, как государственная программа поддержки туристической отрасли и закрытие множества популярных международных рынков. Внутренний туризм вышел на приоритетное направление. При этом Дальний Восток рассматривается туроператорами как «многообещающий новый туристический рынок, привлекающий любителей походного туризма первозданной природой и удалённостью от перегруженных традиционных направлений».
Что касается авиаперевозчика IFly, то первый такой опыт показал: особо обольщаться не стоит, поскольку «загрузить самолёт пассажировместимостью 386 кресел раз в неделю оказалось затруднительным». К тому же, велика конкуренция со стороны авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия», которые выполняют регулярные субсидируемые рейсы на этих направлениях и «имеют возможность предложить туроператору блоки мест на более выгодных условиях и со значительно более низкими рисками».
Выход из нынешнего положения оказался понятным, но будет ли он простым в исполнении? В IFly задумались об освоении регулярных внутрироссийских авиалиний. Сферы, которая для перевозчика нова. И она предполагает не только выполнение перевозок с Дальнего Востока на московском направлении, но и в направлении аэропортов юга России (при том, что продолжается закрытие целого ряда воздушных «гаваней», выбор крайне невелик).
В рассматриваемом аналитическом обзоре говорится, что «запуск регулярных направлений требует от IFly подключения необходимой IT-инфраструктуры для выполнения расписания, перестройки коммерческой деятельности (блок сбыта в авиакомпании всегда был небольшой, поскольку продажами занимались агенты), планирования парка и резервных бортов». Хоть и имеются определённые коммерческие риски, авиакомпания настроена довольно-таки решительно. Она получает права получения государственных субсидий, да и сможет «освоить внутренние направления, на которых отсутствуют те риски, которые предполагают международные полёты». Не секрет, что IFly получила право на выполнение полётов в Египет, но, очевидно, руководство компании решило не искушать судьбу и не подвергать имеющиеся в парке воздушные суда иностранного производства риску ареста, с чем уже столкнулся не так давно «Аэрофлот». В настоящее время авиакомпания IFly выполняет рейсы на курорты Египта по заказам турфирм, хотя опасения того, что в какой-то момент может проявиться «политическое и экономическое давление», «которое западные страны оказывают на государства, не присоединившиеся к антироссийским санкциям». А это обстоятельство может и осложнить финансовое положение компании-перевозчика, и поставить перед необходимостью решать новые организационные задачи.
Что же касается того, какова ситуация с техникой IFly, то судьба оставшихся в парке компании шести самолётов А330 едва ли может быть признана лёгкой. Ведь «в момент ввода санкций два самолёта находились на тяжёлых формах техобслуживания в Брюсселе и в Шанхае; вызволить их не удалось. Ещё один самолёт был взят в период пандемии под грузоперевозки с демонтированным салоном. Салон хранится за рубежом, и вернуть его невозможно». Всё это побуждает компанию к поиску вариантов «для пополнения парка и восстановления инфраструктуры», рассчитанной на большее количество воздушных судов.
С грузоперевозками, похоже, ситуация оказалась ещё более драматичной. И связано это оказалось с тем, что Администрация гражданской авиации Китая (СААС) поставила перед российскими авиакомпаниями вопрос о подтверждении отсутствия двойной регистрации. Это условие вытекает из требований стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). По этому поводу в обозреваемой публикации говорится, что «российские перевозчики не могут предоставить подтверждения, что самолёты, поставленные в российский регистр, были сняты с регистрации в других странах». Уж очень много юридических нюансов, связанных с двойной регистрацией. Но, если эти вопросы и будут успешно решены, и будут открыты границы Китаем (ковидные ограничения всё ещё злободневны), то тогда «рынок Поднебесной будет расти в геометрической прогрессии». Проблема лишь в том, что «когда откроется Китай, не возьмётся спрогнозировать ни один аналитик». А потому в IFly вынуждены ориентироваться в значительной мере «на внутренние рейсы из Внуково».
Фото: iflyltd.ru.
Оставить комментарий