Существует ли Дантов ад – неизвестно, а бюрократический на земле – однозначно
История многолетних мытарств сахалинца получила новый оборот
Не так-то просто быть наследником!..
Случилось так, что житель Южно-Сахалинска Андрей (его подробные данные известны редакции) получил наследство. Как говорится, по закону. И едва ли предполагал, что трёхкомнатная квартира в доме по улице Восточной в планировочном районе Ново-Александровск областной столицы, единственным собственником которой он стал, станет для него источником не столько радостей и надежд, сколько трудностей и хлопот, растянувшихся на годы и годы.
А началось всё, вроде, с малого: мужчина ещё в 2019 году решил реализовать своё законное право на получение в собственность земельного участка, на котором стоял дом с унаследованной им недвижимостью. Поэтому Андрей и направил заявление об образовании земельного участка в департамент землепользования города Южно-Сахалинска. Это случилось ещё 19 марта 2019 года. Однако данный департамент через месяц уведомил его о том, что данный земельный участок находится на праве собственности Сахалинской области и предназначен для строительства учебно-производственного комплекса. Не мудрствуя лукаво, городские чиновники порекомендовали заявителю обратиться в министерство имущественных и земельных отношений (МИЗО) правительства Сахалинской области. Поэтому 8 мая 2019 года Андрей направил соответствующее заявление в соответствующую региональную структуру.
Из ответа министерства, датированного 11 июня 2019 года, следовало, что земельный участок с расположенным на нём многоквартирным домом и сопутствующими постройками является собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Участок сформирован и состоит в Реестре государственной собственности Сахалинской области. Правда, был один «нюанс»: адрес данного участка надо было бы поменять – в пределах одной улицы. Но эти чиновничьи хлопоты не должны были тревожить гражданина. Ибо после завершения перенумерации дома предполагалось, что права областной собственности на данный участок будут прекращены, а заявителя должны были уведомить в срок – примерно через полтора месяца.
Однако ответа, в чём Андрей самолично убедился, не было дано ему и спустя два года. И это побудило его повторно обратиться в МИЗО – уже 6 апреля 2021 года.
30 апреля 2021 года МИЗО (наконец-то!) уведомило заявителя, сообщив, что работы по подготовке технического плана на жилой дом были завершены, но имелись некоторые препятствия для проведения регистрационных действий. После осуществления учёта, как предполагалось, препятствий для регистрации прав не должно было возникнуть.
Однако радость оказалась преждевременной: 12 августа 2021 года ведомство оповестило Андрея о том, что рассмотрение заявления было приостановлено, поскольку право собственности Сахалинской области на участок было прекращено ещё 3 ноября 2014 года, и в связи с этим обстоятельством заявителю предложили самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением об учёте всех произошедших изменений в статусе участка. На административном же этапе невозможность образования земельного участка мотивировалась тремя факторами: земельный участок находится в собственности Сахалинской области; не совпадали адреса земельного участка и адрес находящегося на этом участке жилого дома; отсутствовали сведения о том, что на земельном участке находится жилой дом.
«Одесский шум» по-сахалински?
Стоит уточнить, что августовскому ответу 2021 года предшествовали некоторые весьма значимые для владельца трёхкомнатных «хором» на улице Восточной события. 26 июля 2021 года Андрею пришлось обратиться (который уж раз?) в МИЗО Сахалинской области и уведомить об этом обращении департамент землепользования администрации города Южно-Сахалинска. В приложенном к заявлению комплекте документов было, в частности, заявление от 6 апреля 2021 года о формировании земельного участка, а также другие «бумаги». Ведь 4 июня 2021 года собственник жилья получил письмо, в котором говорилось: «…Министерством будет организована работа по прекращению права Сахалинской области.., после чего Вы вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома». Тем же письмом ведомство уведомило, что земельный участок сформирован, его площадь составляет 3172 кв. метра, кадастровый номер 65:01:0901013:321. Такие заманчивые перспективы тогда открывались…
Реалии оказались куда суровее: в том же письме министерство подтвердило нахождение участка в собственности региона, но данные о наличии в его границах многоквартирном доме отсутствовали. При том, что при проведении кадастровых работ технический план жилого дома был подготовлен ещё в 2019 году, но кадастровый учёт, связанный с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, произведён в то время не был. И в том же 2019-м было указано, что имелись объективные причины, препятствующие учёту.
Речь шла о несопадении адресов уточняемого объекта и объекта недвижимости, указанного в техническом плане.
3 июня 2021 года, когда препятствия были устранены, министерство повторно обратилось в орган Росреестра за регистрацией изменений сведений о недвижимости. И казалось уже, что вопрос должен был быть решён 10 июня 2021 года. Возможность регистрации права общей долевой собственности собственников жилья по адресу появлялась с прекращением права собственности Сахалинской области на данный участок. Но…
По состоянию на 27 июля 2021 года заявитель так и не получил сведений, подтверждающих прекращение права собственности Сахалинской области на этот самый участок. И заявитель обратился с просьбой предоставить данные о том, что право собственности на участок всё-таки перешли от региона к муниципалитету.
Уточним: в заявлении жителя Южно-Сахалинска Андрея от 6 апреля 2021 года, адресованном в МИЗО Сахалинской области, отражено, что он является законным владельцем 3-комнатной квартиры, а дом, в составе которого имеется это жильё, находится на земельном участке, правообладателем которого является Сахалинская область. Заявитель просил сформировать земельный участок, на котором находится данный дом, в границах фактического землепользования для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако случилось так, что рассмотрение обращения затянулось, что отметила в своём письме от 15 июня 2021 года прокуратура Сахалинской области (его получателем был представитель Андрея по доверенности). Надзорный орган не преминул упомянуть о том, что виновных в волоките лиц намерен привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушения закона о работе с обращениями граждан.
Неужели вся «бурная» деятельность сахалинских чиновников так и не увенчалась ожидаемым заявителем результатом? И оказалась всего лишь «одесским шумом, напоминающим большую работу»?..
Да свершится суд!
Обещания чиновников, проволóчки с ответами побудили Андрея искать правды в суде. Конкретно – первоначально в Южно-Сахалинском городском суде, куда он подал административный иск к министерству имущественных и земельных отношений правительства Сахалинской области. Но, что показательно, позиция представителей ведомства несколько раз менялась в ходе судебного разбирательства. В том числе, чиновники пытались доказать: мол, дом многоквартирным не является. Однако представленные фотографии, схемы инженерных сооружений и т.д. убеждали дом этот имеет единые коммуникации, хотя и поделен на квартиры, а земельный участок под домом – единый. Тем не менее, 15 сентября 2021 года в административном иске Андрею было отказано. Тогда, продолжая борьбу за свои права, административный истец обратился с апелляционной жалобой в Сахалинский областной суд – с тем, чтобы отменить решение по делу №2А-5822/2021. Однако суд апелляционной инстанции Апелляционным определением от 4 мая 2022 года по делу №33А-529/2022 решение суда первой инстанции оставил без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
И тогда…
27 июля – судьбоносная дата
В этот день 2022 года Андрей вынужден был обратиться и в Девятый кассационный суд общей юрисдикции уже в качестве кассатора (административного истца), при этом административным ответчиком выступает МИЗО Сахалинской области. В кассационной жалобе отражена в подробностях многолетняя и многотрудная история взаимоотношений между административным истцом и административным ответчиком.
Государственная услуга, несмотря на формальное отсутствие препятствий, так и не была оказана.
Административный истец полагает, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения процессуального законодательства, были неверно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам. Поэтому он настаивал на том, что решения судов первой и апелляционной инстанций необходимо отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме. И обращал внимание суда на то, что административный ответчик отличается непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Ещё одним документом, также датированным 27 июля 2022 года, стала направленная Андреем в прокуратуру Сахалинской области жалоба на нарушение закона, прав и свобод человека и гражданина. В ней он объяснил, что является собственником квартиры на ул. Восточной в планировочном районе Ново-Александровск города Южно-Сахалинска в силу того, что квартиру унаследовал по закону. Но столкнулся с тем, что в течение нескольких лет не может реализовать законное право на получение земельного участка под этим самым домом ввиду явной нерасторопности чиновников МИЗО Сахалинской области. Попытки отстоять свои права заявителю не дали и в судебном порядке: первоначально – на уровне Южно-Сахалинского городского суда, а затем – и Сахалинского областного суда.
В жалобе также отмечено, что препятствий для образования земельного участка нет ни единого, тем не менее МИЗО области чинит препятствия гражданину в реализации его законных прав.
Наконец, 27 июля 2022 года Андрей направил очередной документ – жалобу на действия (бездействие) должностных лиц МИЗО Сахалинской области, и получателем данного документа является губернатор региона – Валерий Лимаренко. Заявитель выразил надежду на то, что глава области окажет содействие в реализации права, предусмотренного законодательством, а также примет меры, направленные на наказание виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Приложенные к адресованному главе региона копии документов, писем, скопившихся за годы переписки заявителя с чиновниками Сахалинской области и города Южно-Сахалинска, судебными инстанциями, прокуратурой призваны убедить в справедливости позиций заявителя. А, вот, какое разрешение получит эта конфликтная ситуация, – это, наверное, мы увидим в обозримом будущем.
Оставить комментарий