«Свинство» под киль»: «кадровая чехарда» с директорами приведёт к закрытию «Восточной верфи»?

21.Дек.2021

Геннадий Лазарев после недолго пребывания на посту директора верфи хочет оставить вместо себя Олега Зубахина, ранее работавшего в сфере свиноводства

 Завод «Восточная верфь», ранее славившийся серьёзными объёмами получения гособоронзаказа в сфере кораблестроения, похоже, переживает не лучшие времена. На заводе – очередная смена руководства.

Стоит напомнить, что в сентябре 2021 года завод лично возглавил Геннадий Лазарев – экс-депутат Законодательного Собрания Приморского края и бывший ректор ВГУЭС. Согласно официальным  данным, последние несколько лет Геннадий Лазарев управляет консолидированным мажоритарным пакетом акций ОАО «Восточная верфь» и, судя по всему, в сентябре 2021 года он решил лично взять управление заводом в свои руки. Геннадий Лазарев также длительное время является председателем совета директоров верфи. Однако, прямое правление Геннадия Лазарева продлилось недолго:  месяц назад он написал заявление об увольнении с должности директора. В настоящее время исполняет обязанности директора «Восточной верфи» Олег Зубахин, ранее известный тем, что был совладельцем и руководителем ООО «Мерси Трейд» и ООО «Приморский бекон» — участника программы «свиных» ТОРов в Приморье. На 29 декабря 2021 года назначено внеочередное собрание совета директоров «Восточной верфи», где Олега Зубахина должны утвердить в должности официального руководителя завода, уже без приставки и.о. За последние два года это будет уже четвёртый директор. Тут закономерен вопрос – не станет ли новый директор тем самым «зицпредседателем Фунтом», о котором рассказывали ещё Ильф и Петров?

Закладка первого краболова

Тем временем, завод «Восточная верфь» переживает не самые лучшие времена. С опозданием в два года (вместо 2019 г. – в 2021 г.) сданы два сторожевых пограничных катера ФСБ РФ «Светляки». Как неоднократно отмечали акционеры «Восточной верфи», не связанные с Геннадием Лазаревым, одни только штрафные санкции за сорванные «Светляки» (по предварительным данным) составят около одного миллиарда рублей. Плюс в 2020 году Минобороны РФ расторгло один из контрактов с верфью на 21 млрд рублей. Теперь МО РФ требует вернуть ещё около 800 млн рублей авансов по этому несостоявшемуся проекту. 21 млрд рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Это объём финансов, сопоставимый с бюджетом Владивостока.

Сегодня у «Восточной верфи» нет новых проектов. Два танкера ледового класса для Минобороны России не сделаны, у одного из них вообще нет даже корпуса.  Правда, на территории верфи ещё строят краболовы для госпроекта «Квоты под киль». А по сдаче танкеров уже трижды переносили сроки по госконтракту. При этом сумма на строительство танкеров (7,5 млрд рублей плюс 4,5 млрд рублей) уже полностью использована «Восточной верфью». Несмотря на то, что срок сдачи двух танкеров неоднократно был перенесён, ни  один из танкеров до сих пор не построен. Некоторые акционеры неоднократно отмечали в своих обращениях в правоохранительные органы, но сегодняшняя модель управления на заводе «Восточная верфь», организованная Геннадием Лазаревым, вскоре может привести к полной остановке работы завода, поскольку новых контрактов нет, завод существует на остатках кредитных денег.

Что же касается краболовов, то программа «Квоты под киль» предусматривает получение квот на вылов краба исключительно под гарантии того, чтобы в течение 5-6 лет получатель квот должен построить несколько судно-краболов.  Срыв сроков по строительству краболовов влечёт негативные санкции для получателя квот. Если, не дай бог, случится окончательный срыв гособоронзаказа с танкерами, которые до сих пор не построены, а также остановка завода и, соответственно, прекращение строительства краболовов, это будет настоящее «свинство» по отношению к государству, которое выделяет средства на все эти проекты.

Кроме того, (в потенциале) новый директор завода в лице Олега Зубахина едва ли может решить имеющиеся проблемы, копившиеся последние 5-6 лет. Дело в том, что при всём уважении к Олегу Викторовичу, он работал в сфере свиноводства, но никак не кораблестроения. Это очень разные сферы. Даже имея «меры господдержки» для развития «местного сельхозпроизводителя» в виде субсидий и льготных кредитов, господин Зубахин в итоге несколько лет назад вышел из проектов «Мерси Трейд» и «Приморский бекон». Теперь «свиными» ТОРами занимаются другие люди. А у «Восточной верфи» никаких мер господдержки нет и уже вряд ли будут. Особенно на фоне того, что проекты не реализуются.

И, если случится срыв по госконтракту для Минобороны России или по краболовам, отвечать будет, в первую очередь, директор. Как единоличный исполнительный орган. Комментарии излишни, если вспомнить историю завода «Звезда» в Большом Камне до покупки его «Роснефтью». В те годы на «Звезде» сразу два директора подряд оказались под следствием. Причина – неправильное и нецелевое расходование бюджетных средств.  Так что Олег Зубахин сегодня может взобраться на весьма шаткий «трон», когда «наследие» последних лет «лазаревского» правления может вызвать интерес следствия к любому из нынешних руководителей верфи.

Тем временем, целый ряд бывших работников «Восточной верфи» говорят о возможности остановки завода уже в марте 2022 года. Об этом, кстати, на заводе неоднократно публично сообщал и сам Геннадий Лазарев. Потому что у предприятия просто не окажется финансовых возможностей для выплаты зарплаты и налогов. Возможно, данная информация не совсем корректна. Но, если допустить возможность остановки верфи, то все несданные проекты , как можно предположить, «полетят в корзину». Денег нет, кораблей нет, есть только парочка руководителей, у которых есть шанс «пойти на посадку». Плюс возможность «социального взрыва», когда тысяча человек, работающих на заводе, в одночасье окажется без работы.  Конечно, есть вероятность, что «Восточную верфь» в этом случае может выкупить какая-нибудь госкорпорация, например, «Роснефть», но это только наше предположение.

Вообще, Олег Зубахин вот-вот ступит на весьма скользкое поле. Сегодня Геннадий Лазарев, как конечный бенефициар «Восточной верфи», уже не депутат Заксобрания Приморья. А жалобы на его предыдущую деятельность уже неоднократно поступали в правоохранительные органы России и Приморья. Например, по-прежнему актуален вопрос перехода права собственности здания Суханова,3а во Владивостоке из собственности ВГУЭС в собственность лазаровского ЗАО «Линком». Как есть вопросы и по целому ряду других объектов ВГУЭС, которые перешли в собственность частных(читай – «лазаревских») структур в рамках реализации «инвестиционных проектов» в 2010-2016-х годах. Случись какое ЧП с верфью – вопросы по этим проектам тоже могут получить дополнительную «остроту».

В случае, если «Восточная верфь» действительно остановит свою работу в 2022 году, эта история, вполне возможно, коснётся Геннадия Лазарева. Но, как известно, первые вопросы всегда возникают к действующему директору предприятия…

В связи с тем, что на заводе «Восточная верфь» вот-вот может появиться очередной директор, нужно отметить одно, несомненно хорошее управленческое качество Геннадия Лазарева, как руководителя. Он вполне успешно передаёт свои функции другим людям, к которым впоследствии могут появиться вопросы у правоохранительных органов по поводу имущества тех или иных учреждений и предприятий. С 2016 г. за весь имущественный комплекс ВГУЭС отвечает Татьяна Терентьева. За верфь будет, если что, отвечать Олег Зубахин. Правда, компанию ему могут составить и предыдущие руководители завода Олег Сиденко и Сергей Баканёв. За экономику «Восточной верфи» отвечает Любовь Жиронкина – ей со временем могут задать вопросы «минусов» бухгалтерских балансов. А если однажды наступит время (просто предположим такое), то и руководителя целой сети частных образовательных учреждений Светлану Ширшикову тоже могут спросить о том, как ей достались целые здания ВГУЭСа, которые ещё относительно недавно были государственным имуществом?

Фото с сайта Корпорации развития Дальнего Востока

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Ллллл

К сожалению, все на вф идёт к тому, что написано .... Людей просят написать по собственному, заказы есть, но денег видимо нет..... Покупателей на весь завод видимо тоже. Работников пугают закрытием. Многие ищу. Работу. Очень и очень печально. Только сегодня по новостям красочно расписывали прекрасные перспективы судостроительных заводов на ДВ. И вот ..... Все только на пленке да бумаге так красиво ((((((